Балет – это как бег волны. Естественно и безыскусно, вечно и баснословно бегут на берег сверкающие гребни. Ни фальши, ни позы. Движение не лжет. Великая танцовщица Марта Грэм тонко подметила, что язык тела искренен и непроизволен. Он разводит в разные стороны самоотверженное стремление превзойти себя и обыкновенную тягу к самовыражению. Человеческие желания лежат в горизонтальной плоскости. Они несвободны от корысти, зависти, нарциссизма. Танец делает их вертикалью, направляет в небеса.
Отточенной техники мало. За превращение из школяра в мастера отвечает страсть. Молодые солисты Израильского балета при помощи опытных педагогов (знаменитых балерин, еще недавно танцевавших в труппе Берты Ямпольски) учатся высекать искру из каждого жеста. Передавать телом движения души. Жить и сверкать в музыке.
Театру нужна молодая поросль. В преемственности надежда на долгую жизнь. Недавно труппа Израильского балета отпраздновала свое 45-летие. Юбилей – это праздник. Торжественное подведение итогов - и взгляд в будущее. Завтрашний день Израильского балета зависит от юных. От талантливых, перспективных, молодых солистов. От их решения прийти в труппу - и остаться.
Армянская балерина Альбина Казарян – новенькая в коллективе Берты Ямпольски.
Читайте также
- Я приехала в Израиль ровно пять месяцев назад, - уточняет девочка-солистка, хрупкая, как севрская статуэтка. За окном сияет солнце, потом идет тропический дождь - а мне она напоминает Снегурочку. Голос бодрый. Однако точность, с какой она отсчитывает время, проведенное вдали от дома, выдает грусть. И мы говорим с ней о балете, о ее любимой работе и о любви.
- Вы родились в Ереване, там учились, стали солисткой армянского театра оперы и балета и вдруг оказались в Тель-Авиве. Что привело вас в Израильский балет?
- Тут сыграл свою роль один человек. Людвиг Испарян. (Людвиг - солист-премьер Израильского балета. Обладает отличной техникой и артистизмом. Создал яркие образы в «Дон Кихоте» и «Жизели»- автор). Он - мой сокурсник, в Ереване мы вместе учились. Потом он уехал в Израиль, стал танцевать в труппе Берты Ямпольски. А я после окончания училища еще четыре с половиной года работала в Армении.
- А почему все же уехали?
- Просто хотелось поработать в другом театре. Репертуар израильского и ереванского балетов очень отличаются.
- Какие партии вы танцевали в Армении?
- Танцевала Мирту в «Жизели», Китри в «Дон Кихоте», была занята в балетах «Спартак», «Ромео и Джульетта», «Гаянэ».
- Вы здесь без семьи?
- Я с другом приехала. Он тоже танцовщик. В Ереване был ведущим солистом. Его зовут Нарек Мартиросян.
- В Израиле время летит быстрее. Что скажете об ощущениях?
- Все другое. Непохожее… Но мы уже понемногу привыкаем. Привыкнем.
- По приезде на новое место, обычно, прежде всего ищут пристанище. А вы с чего начали?
- Съемом квартиры мы не занимались. Нас ждали, все было подготовлено к нашему приезду. Приехали – и сразу же приступили к работе. Мы живем в Тель-Авиве, рядом со студией.
- Вы оказались в новой культурной среде. Смена места жительства, языковый барьер…Все непросто. Как акклиматизируетесь?
- Стиль работы иной. Стиль жизни – тоже.
- Получение хорошей роли – это то, что всегда заботит артиста. В каком спектакле вы дебютировали на израильской сцене?
- Моей первой ролью на сцене Израильского балета была Жизель...
- …мечта любой балерины…
- Репетировать, разучивать Жизель я начала еще в Армении. А роль получила тут. Хотя там я станцевала многие главные партии.
Ее Жизель чиста, сдержанна, почти идеально бесплотна. Она даже умирает светло и печально, будто соглашаясь с тем, что мир для ее чистоты слишком груб и страшен. Во втором действии Жизель уже только сон, мысль о бренности всего сущего, легкая пушинка на фоне тьмы и трагического фона кладбища. В балете «Золушка» Альбина Казарян исполняет роль Феи. Как волшебное видение, выплывает она на сцену из сказочного тумана. Из мира беззлобного, но чуть дистиллированного. У Феи нет обид на людей, ей просто непонятны их мотивы. Зачем толкаться, если тыкв хватает на всех? И – карет в сиянии хрусталя - тоже? И она легко решает все проблемы. Дарит, поддерживает. И сбывается мечта о прекрасном принце, безоблачном счастье. Та самая, в которую маленькие девочки продолжают немного верить, даже когда становятся взрослыми.
В этом году Израильский балет отметил свой день рождения грандиозной праздничной программой. Альбина танцевала в двух постановках.
Она рассказывает:
- Я была занята в «Co — Venti». Это очень красивая хореография Берты Ямпольски на великую музыку Моцарта. Также я танцевала в «Hikarizatto»…это просто безумный ритм плюс запредельная по технике сложность (балет – как вспышка анергии… хореография Ицика Галили, музыкальное сопровождение квартета «Перкассо»).
- У артистов Израильского балета очень красивые костюмы. Вы участвуете в выборе одежды для своих выступлений?
- Конечно, на сцене важна каждая деталь. Костюм подбирают по многим критериям, удобство – тоже один из них.
- В каких спектаклях танцует ваш друг Нарек?
- Во всех. Так же, как и я. Ведущих партий он в Израильском балете пока не станцевал.
- Сколько вам лет?
- Мне 22, Нареку – 23…
- Альбина, скажите, что вы думаете о «Черном лебеде», фильме, в котором главную роль балерины сыграла Натали Портман? За премьерство, за ведущую партию танцовщице действительно нужно бороться всю жизнь?
- И да, и нет. Мне не все близко в этой картине. Это очень тяжелый фильм. Работать, бороться, чтобы чего-то достичь, безусловно, нужно. Без этого не обойтись, но помимо черного лебедя есть белый.
- Во сколько лет вы начали танцевать?
- Я танцую с шести лет. На балет переключилась с 9 лет.
- А кто вас впервые привел в танцевальную студию? В семье кто-то танцует?
- В семье никто не танцует. У нас все художники, скульпторы. А меня поначалу хотели обучать пению.
- Был в вашей жизни главный наставник, о котором вы можете сказать «он сделал из меня балерину»?
- Это была моя первая учительница Анна Марикян. Благодаря ей я, собственно, и стала балериной.
- Какой балет вы любите? Есть балерина, которую вы считаете примером для подражания?
- Хороших балерин в наше время так много, что трудно назвать какое-то имя и сказать «вот эта лучше всех, она для меня эталон», не могу. Я не хочу ни на кого быть похожей. Хочу быть самой собой. Я люблю французский балет.
-Как вы вписались в труппу Израильского балета?
- Отлично. Ограничивает то, что я не знаю иврита. И что еще не совсем освоилась на новом месте.
- С кем из педагогов Израильского балета вы репетировали Жизель?
- Жизель я готовила с Юлей Левиной, она замечательный педагог.
(Педагог-репетитор Юлия Левина, начинавшая карьеру в Мариинском театре, сама танцевала в спектакле «Жизель» в постановке Израильского балета, сама проживала на сцене каждый такт партитуры Адана - автор)
- Вы танцевали на других сценах?
- С армянским театром ездила на гастроли заграницу. В прошлом году я выступала в Сочи и стала дипломантом проходившего там Третьего международного конкурса Юрия Григоровича «Молодой балет мира».
- Наверное, это сыграло свою роль в том, что вас пригласили в Израиль.
- Точно трудно сказать, что на что влияет. Но совершенно ясно, что эта победа повлияла на мою карьеру. Кроме того, участие в конкурсе такого высокого ранга – это отличная школа. В процессе подготовки к нему я многому научилась.
- Нарек – друг, спутник по жизни и партнер в одном лице. Не мешает ли это вашим отношениям? Многие пары считают, что вместе жить и работать очень-очень трудно. Во-первых, слишком тесный контакт, по их словам, утомляет. Во-вторых, профессиональные интересы иногда пересекаются, и это может осложнить совместную жизнь.
- Полное единодушие и взаимопонимание – в жизни такого не бывает… У нас тоже возникают сложности. Случаются мелкие размолвки. Например, если я танцую с другим партнером. Но работа есть работа. Мы оба это отлично пониманием. Сближает то, что балет – это наша жизнь. В этом нет, да и не может быть никаких разногласий.
- Танцовщик питаются воздухом, да? Или все-таки не им одним?
- Я никогда в жизни не ограничивала себя в еде. Много работала. И всегда нормально питалась.
- Давайте, поговорим об этом подробнее. Разве в детстве, в балетной школе педагоги строжайшим образом не следили за вашим весом? Разве не заставляли вас сбрасывать каждый лишний грамм?
- Да, у нас к этому относятся очень строго. В школе нас учительница чуть не каждый день отправляла в медпункт - взвешиваться. Есть такое правило: балерина не может весить больше 50 килограммов, даже если она высокого роста.
- А вы, сколько вы весите, если не секрет?
- 45 килограммов. При росте 164 сантиметра.
- Как вы поддерживаете форму?
- Отдыхать надо. Высыпаться.
- Как насчет витаминовдля восстановления сил?
- Фрукты….
- В вашем возрасте больше всего на свете хочется развлечений. Удается немного развеяться, куда-то сходить, например, послушать музыку и потанцевать - для себя, для удовольствия?
- Пока не получалось.
- В Ереване тоже былтакой напряженный ритм жизни?
- Нет. Там театр гораздо больше и работать было легче. Оставалось больше свободного времени.
- Как же домашние вас отпустили за тридевять земель?
- Очень неохотно. Честно говоря, они вовсе не хотели меня отпускать… но они за меня очень рады.
- Кто у вас остался в Армении?
- Родители, братья. Я очень по ним скучаю. Летом поеду в отпуск в Армению. А потом опять вернусь в Тель-Авив. Буду танцевать в Израильском балете.
Фото: N.Margaryan