Читайте также
План Герцога не имеет ничего общего с достижением мира. Он не стремится завоевать сердца арабов. Это шаткая словесная конструкция, цель которой привлечь еврейских избирателей в Израиле.
Наполеонвошел в немецкий город, но не услышал традиционного приветствия артиллерийским салютом.
Разгневавшись, он призвал мэра и потребовал от него объяснений.
Немец развернул принесенный с собой длинный свиток и сказал:
– Здесь я перечислил 99 причин. Причина 1: у нас нет пушек.
– Этого достаточно, – прервал его Наполеон. – Можете идти домой!
Мне припомнился этот анекдот пару недель назад, когда я прочел 10 пунктов мирного плана Ицхака Герцога.
Герцог, глава "Аводы", человек честный и эрудированный. Все скверное, что было написано о нем, когда казалось, что он искал способ втереться в коалицию с Биньямином Нетаниягу, опровергнуто его недавним высказыванием об Акабской мирной инициативе.
Высокопоставленные лица Египта, Иордании и Израиля провели, по-видимому, тайную встречу, на которой попросили Герцога сделать возможным достижение мира, вступив в коалицию с Нетаниягу. Нетаниягу одурачил Герцога, он дал согласие и хранил молчание перед обрушившейся на него бурей презрения. Что свидетельствует о том, то Герцог человек порядочный и ответственный .
Нет сомнения, что он оказался бы хорошим премьер-министром в Ирландии, где его дед бы главным раввином, или даже в Швейцарии. Но не в Израиле.
Израилю нужен сильный лидер со впечатляющей харизмой и глубоким пониманием исторического конфликта. Это не Герцог.
Вернемся к Наполеону.
Две недели назад Герцог гордо опубликовал свой мирный план из 10 пунктов.
Пункт первый был ритуальным повторением принципа двух государств. Но суть плана содержал пункт 2. В нем сказано, что мирные переговоры начнутся через 10 лет.
Тут Наполеон и сказал бы: "Этого довольно. Отправляйся домой!"
Сама мысль о том, что мирные переговоры можно отложить на 10 лет, абсурдна. План обязывает палестинцев в течение этого времени (пункт 6) противодействовать "терроризму и подстрекательству". Ни слова об израильском насилии и подстрекательстве.
Через 10 лет, "при условии, что в этом регионе не будет насилия", начнутся мирные переговоры.
10 лет в нашем регионе – вечность. В эту минуту в нем идут несколько войн. Оккупация продолжается, а интифада может разразиться в Палестине в любой момент.
Все эти десять лет еврейские поселения на оккупированных территориях будут радостно расти. Ну, разумеется, только в "поселенческих блоках". Эти воображаемые блоки никогда не были определены, и Герцог тоже их не определил. Карт блоков не существует, и нет никакого соглашения об их числе, а, тем более, границах.
Для арабов "поселенческие блоки" – это уловка, чтобы продолжать строительство поселений, делая вид, что его нет. Как сказал один араб: "Пока мы ведем переговоры о пицце, вы ее поедаете".
Заявляют, что вся территория к востоку от Иерусалима – сплошной поселенческий блок, который Израиль должен незамедлительно аннексировать. Это фактически перережет Палестинское государство надвое, оставив лишь несколько километров соединительного коридора у Иерихона.
Ах, Иерусалим! В плане Герцога его вовсе нет. Может показаться курьезом, но это так. Это означает, что план Герцога не предполагает никакого изменения статуса "Единого Иерусалима, вечной столицы Израиля".
И вот опять появляется Наполеон. План, не содержащий решения для Иерусалима, это город без пушек.
Любой, кто хоть чуть знаком с мироощущением арабов и мусульман, понимает, что ни один араб или мусульманин не согласится на заключение мира, если Восточный Иерусалим и Святыня Святынь останутся в руках не-мусульман. Для Иерусалима возможно несколько решений: раздел, совместное владение и другие, но план, не содержащий никакого решения, не стоит выеденного яйца. Он свидетельствует лишь о полнейшем непонимании арабского мира.
Чего еще НЕТ в этом плане? Конечно, беженцев.
В ходе войны 1948 года более половины палестинского народа бежала из своих домов или была изгнана. (В недавней статье я попытался рассказать, как это происходило). Многие из этих беженцев и их потомков теперь живут на Западном берегу и в полосе Газы. Многие другие – в соседних арабских странах или разбросаны по всему миру.
Ни один араб не подпишет мирного соглашения, не предусматривающего хотя бы символического решения.
В настоящее время существует некая молчаливая договоренность о том, что должно быть найдено "справедливое и согласованное" решение, предусматривающее, я полагаю, возвращение ограниченного числа беженцев и выплаты щедрой компенсации на обустройство всем другим за пределами Израиля.
Но в представлении многих израильтян возвращение даже одного единственного беженца несет смертельную опасность для Израиля как "еврейского и демократического" государства.
Полное игнорирование этой проблемы, кроме туманного упоминания о "кардинальном вопросе", просто глупо.
Не упомянут и еще один вопрос.
План предусматривает достижение единства палестинцев на Западном берегу и в Газе как предварительного условия для мира. Прекрасно. Но разве это нас касается?
Конечно, касается.
По Ословским соглашениям Израиль обязался открыть четыре "безопасных перехода" между Западным берегом и Газой, протяженностью порядка 40 километров по территории страны. Вопрос о характере этих переходов остался открытым: будут ли это экстерриториальные дороги, железнодорожная линия или что-то иное. Фактически, ни один переход так и не был открыт, хотя сперва были установлены, а затем убраны дорожные знаки. Это было и остается грубейшим нарушением соглашения.
Неизбежным результатом явился (вспомним Пакистан) распад Палестины на два отдельных образования: Западный берег под началом ООП и полоса Газы под руководством ХАМАСА. Израильские власти такая ситуация, по-видимому, вполне устраивает.
Для воссоединения необходимо открыть переходы. Но об этом в плане Герцога ни слова.
В целом же, план похож на швейцарский сыр: в нем больше дырок, чем материи.
В течение жизни мне случилось принимать участие в формулировке множества мирных планов. В сентябре 1958 года мои друзья я опубликовали "Ивритский манифест", содержавший 82 параграфа, включая подробный мирный план. Поэтому я могу считать себя в какой-то мере экспертом по разработке мирных планов (увы, не приведших к миру).
План Герцога не имеет ничего общего с достижением мира. Он не стремится завоевать сердца арабов. Это шаткая словесная конструкция, цель которой привлечь еврейских избирателей в Израиле.
Разумные израильтяне уже поняли, что мы стоим перед судьбоносным выбором: либо два государства, либо государство апартеида, либо одно государство с арабским большинством. Большинство израильтян не хотело бы ни первого, ни второго, ни третьего.
Любой, кто собирается повести за собой Израиль, должен предложить Решение. С Решением Герцога мы познакомились. Оно предназначено исключительно для израильтян-евреев. Арабы могут не беспокоиться.
В таком виде этот план не лучше и не хуже многих других Мирных Планов.
Еще один несбыточный экзерсис.