Zahav.МненияZahav.ru

Пятница
Тель-Авив
+26+19
Иерусалим
+23+15

Мнения

А
А

НДИ: итоги законодательной активности

Через семь лет после начала действия закона о гражданских "супружеских союзах" выяснилось, что за все время действия закона НДИ им воспользовались всего 120 молодых пар.

05.03.2017
Источник:Релевант
Zahav.ru walla.co.il

Читайте также

Через семь лет после начала действия закона о гражданских "супружеских союзах" выяснилось, что за все время действия закона НДИ им воспользовались всего 120 молодых пар. За одну неделю на Кипре или в Праге заключает браки большее количество израильских граждан. А за весь 2016 год этой бюрократической процедурой воспользовалась только одна чета. Наиболее благорасположенные к НДИ комментаторы могут сказать: "Ну, они хотя бы попытались... Они же не знали, что так получится". Нет, они знали.

В последнее время НДИ уже не вызывает у меня резкого протеста. Даже немного жалости. Общая деградация израильского политического дискурса, общее поправение, общее сползание в быдло-популизм, привело к тому, что ни НДИ, ни сам Либерман уже не воспринимаются как самые ужасные в израильской политике. Есть и те, что похуже. И те, что поправее. И более безответственные. И те, что пользуются более радикальной риторикой.

Почему ругают Либермана?

И тут я увидел, что ситуация для НДИ изменилась. Раньше, когда я изобличал эту партию, находились люди, которые со мной спорили. Не соглашались, горячились, доказывая обратное. Сейчас… Достаточно почти на любом форуме (виртуальном или реальном) просто упомянуть Либермана, как раскрываются рты, сыплются обвинения, звучат оскорбления в адрес этой партии и ее лидера: "Предатели, ворье, импотенты, мошенники… НДИ усугубила ситуацию. НДИ ухудшила положение. Партия нас предала. Они все врут. Либерман берет деньги для нас и передает их поселенцам. Вся русская пресса продажная. Все они под Либерманом". Даже не похвала, а просто нейтральное упоминание Либермана вызывает грубую брань, обвинение в лживости и продажности.

И это везде. От собрания в клубе пенсионеров до обсуждения в группах социальной направленности в Фейсбуке. Уже даже любая попытка уточнить вызывает горячую непримиримую реакцию: "Вы работаете на Либермана…"

При этом, интересно, что радикальные сторонники "Крымнаш" клеймят Либермана как "бандеровца" и "партнера Порошенко", а Майдана - четко знают, что у него партия "ватников", а сам он "агент Путина"… Левые ругают его за популистскую правизну, правые - за скрытую левизну ("не на словах, а на деле"), а центристы - за разящую убогость.

Судя по комментариям под статьями, например, критика Тали Плосковой со стороны НДИ не так сильно бьет по ней, как упоминание, что она в НДИ состояла (до перехода в "Кулану"). "Разве может из НДИ выйти что-то путное?".

Так ли уж виновата партия НДИ перед общиной, которую она представляет? Почему даже "победы" НДИ порой выглядят явным мошенничеством?

Мне кажется, что главная причина не в недостатке пиара, пропаганды и агитации (как думают многие в окружении Либермана и НДИшной тусовке), а в явном переборе. Просто есть разница между тем, что реально добились и тем, что рапортовали…

"О, если бы вы только молчали! это было бы вменено вам в мудрость" (Книга Иова 13.15)

Сегодня НДИ в очередной раз наступили на эти грабли с пенсионной реформой. Пресловутый 31 шекель, который получили пенсионеры после заверений ""Русские пенсии" - победа, или триумф?" - тут уже никакая пропаганда не поможет. Выступления Софы Ландвер на радио и телевидении, проплаченные статьи, ролики, славословящие посты - все это сейчас только раздражает. Пенсионеры, выслушав Литинецкого в радиоэфире, плевались в радиоприемник.

"Можно все время дурачить некоторых, можно некоторое время дурачить всех, но нельзя все время дурачить всех" - как говорил Авраам Линкольн.

"Супружеским союзам" семь лет

Возьмем, семилетней давности закон про "брит а-зугиют", о котором партия НДИ триумфально рапортовала, что проблема гражданских браков для сотен тысяч репатриантов из бывшего СССР уже решена. В марте 2010 года партия НДИ добилась принятия этого закона, которому предшествовала многолетняя ожесточенная борьба коалиции общественных организаций за свободу выбора брачной церемонии.

После принятия этого закона мобилизовать ресурсы на борьбу, создать мощную коалицию для решения проблемы, было гораздо тяжелей. Ведь вот же победные реляции. Либерман провел закон и говорит, что решил проблему.

Но проблема решена не была. Закон о гражданских "супружеских союзах" был вовсе не для всех, даже не для всех пар, которые не могут заключить брак в рабануте. Он касался только тех пар, где жених и невеста оба числятся "не имеющими вероисповедания".

Что такое "не имеющие вероисповедания"?

Вероятно, этот вопрос нужно прояснить для читателей? Сразу нужно уточнить, что для израильского законодательства "не имеющими вероисповедания" считаются вовсе не атеисты, безбожники, радикальные антиклерикалы и агностики, а те, кого ни одна религиозная конфессия в Израиле не считает своими.

חסר דת - это не атеист. Если вы еврей, то вы приписаны к иудаизму. Вы можете прислать бумажку в раббанут с заявлением "прошу считать меня атеистом", но из этого ничего не будет. Это вы считаете, что помахали им ручкой. А у них другое мнение. Но решают они. В Израиле выписаться в "не имеющие религиозную принадлежность", гораздо сложнее, чем перейти в другую религию.

Согласно закону "о супружеском союзе для не имеющих вероисповедания" подтверждение статуса "хасар дат" зависит от религиозных судов. Они будут решать, отпускать вас или нет.

Правда, был в Израиле писатель Йорам Канюк - бескомпромиссный борец за свободу совести. Он стал первым израильтянином, добившимся от государства права считать себя евреем, который не имеет религии. Он вышел из еврейства в знак протеста, что его внука не признали евреем, потому что евреями не были ни его жена - американская протестантка, ни его дочь. И еще он сказал, что не хочет иметь ничего общего с религией, от которой его воротит, и которая превратила Израиль в "еврейский Иран".

В ХХ веке было два определения еврейства: с точки зреения антисемитизма и сионизма. Бен-Гурион сказал: "Еврей - это тот, кто считает себя евреем". Он думал, главное, чтобы человек считал себя евреем, и других определений для гражданина Израиля не требуется. Французский философ Жан Поль Сартр дал другую дефиницию: "Еврей - это тот, кого другие считают евреем". То есть неважно, что этот человек сам думает о себе, важно, кем его считают другие.

К сожалению, в Израиле восторжествовал антисемитский подход. Не важно, что делает человек и кем он себя ощущает, важно, что думают о нем служащие раббанута и МВД. Это действительно и в отношении "впускания" в евреи: мало ли кем сам себя человек считал, а у чиновника есть сомнения по поводу его бабушки. Это же верно в отношении "выпускания" из иудаизма. Вы можете ставить прочерк в графе "религия" в анкете, но они считаю вас своим. И все…

Более того, даже если человек официально перешел в другую религию, выпал ли он благодаря этому из иудаизма?

Подумайте перед тем, как ответить. Вот, допустим, еврейка Фира вышла замуж за Васю нееврея. Приехала в Израиль. Рассорилась с мужем. Решила развестись и идет в раввинский суд. Вася должен давать ей гет (разводное письмо)? Нет, конечно. Он же гой. С точки зрения раббанута - она и не была замужем.

Представим себе вторую ситуацию. Девушка Мира вышла замуж за Яшу. Он таки еврей. Приехала в Израиль. Яша не выдержал абсорбции, двинулся мозгами и крестился. Он теперь христианин. Наша Мирочка рассорилась с мужем. Решила развестись и идет в раввинский суд. Яша должен давать Мирочке гет? Конечно. Но ведь он уже не еврей?! Но гет должен дать. Блин! Значит, несмотря на то, что Яша стал христианином, раббанут его считает евреем.

Представьте себе ситуацию. Яша через пару лет рассорился с попами. Ушел из христианства. Приходит в раббанут и говорит: "Примите меня назад в еврейство". Нужна ли процедура приема? НЕТ!!! Он, как только отказался от христианства, никуда и не уходил. Для сравнения: король Генрих IV Бурбон (Генрих Наваррский, Генрих Великий) 4 раза переходя из одной ветви христианства в другую, каждый раз должен был проходить необходимые процедуры.

Бракованный брак

Так вот, согласно закону "о супружеском союзе для не имеющих вероисповедания", у части израильтян есть возможность зарегистрировать свои супружеские отношения у специального государственного регистратора.

Подать заявление о желании вступить в брак гражданскому регистратору смогут мужчина и женщина, являющиеся гражданами Израиля "не имеющие вероисповедания". При подаче заявления брачующиеся должны официально объявить регистратору, что не принадлежат ни к одной из основных религиозных общин Израиля, т.е. не являются ни иудеями, ни мусульманами, ни друзами, ни христианами.

Для подтверждения статуса "хасар дат" одной лишь записи в базе данных МВД будет недостаточно. Получив заявление от кандидатов в супруги, регистратор обязан опубликовать его в открытой печати, а также переслать копии заявления в четыре религиозные инстанции: Большой раввинатский суд, Верховный шариатский суд, а также в суды друзской и христианской общины (понятие "христианской общины" в законе определяется в соответствии с королевским постановлением времен британского мандата).

Религиозные суды должны в 30-дневный срок сообщить регистратору, что брачующиеся не принадлежат к их "пастве". Если у одного из названных судов возникнут сомнения относительно религиозной принадлежности одного из супругов, решение вопроса передается на рассмотрение соответствующего религиозного суда, которому дается еще 90 дней на то, чтобы разобраться с религиозной принадлежностью жениха или невесты.

Даже если все религиозные суды все-таки дадут гражданскому регистратору справки о "религиозной непринадлежности" брачующихся, остановить свадьбу можно по заявлению любого желающего - для этого достаточно в 30-дневный срок после публикации заявления написать регистратору и сообщить, что жених или невеста не удовлетворяет критерии закона (допустим, информатор считает, что "нужная" бабушка жениха была еврейкой или видел невесту на курсах гиюра). Получив сообщение такого рода от любого человека, регистратор обязан вновь передать дело в религиозный суд. Те супруги, от кого официально отказались все религиозные суды, и у кого не нашлось недоброжелателей, желающих сорвать их свадьбу, смогут получить подписанный государственным регистратором договор о супружеском союзе - который никак не равен законному браку, но даст им практически такие же юридические права, какие сейчас имеют пары, которые просто живут вместе, не регистрируя отношений.

При этом любой желающий может подать апелляцию против совершенной регистрации "супружеского союза", если считает, что данная регистрация нанесла ему ущерб или ущемила его интересы….

Результаты?

Через семь лет после вступления закона о гражданских "супружеских союзах" выяснилось, что за все время действия закона НДИ им воспользовались всего 120 молодых пар. Задумайтесь: всего 120 за семь лет! За одну неделю на Кипре или в Праге заключает браки большее количество израильских граждан.

И было бы странно, если бы результаты были другими. Как пишет сайт Israelinfo: "Супружеский союз, зарегистрированный в министерстве юстиции, не дает его участникам никаких прав, связанных с получением статуса в Израиле: положения Закона о возвращении и Закона о въезде в Израиль распространяются на супругов израильтян, состоящих с ними в зарегистрированном за границей браке, - но не на тех, кто заключил "брит а-зугиют" в министерстве юстиции. Участники "супружеского союза" ограничены и в правах на усыновление и рождение ребенка от суррогатной матери. Остальные права, связанные с регистрацией брака, имеют и пары, живущие вместе без регистрации, в статусе "ядуим ле-цибур"".

На первых порах еще были молодые люди, которые были готовы пройти унизительную процедуру "проверки на нееврейство" ради получения урезанных прав, которые можно приобрести и без всякой государственной регистрации брака. Но потом пропагандистский дурман совсем рассеялся. И спрос на услуги государственного регистратора супружеских союзов упал практически до нуля.

А за весь 2016 год этой бюрократической процедурой воспользовалась только одна чета.

Что мы имеем в результате? Наиболее благорасположенные к НДИ комментаторы могут сказать: "Ну, они хотя бы попытались… Они же не знали, что так получится".

Не знали? Нет. Они знали!

"Лучше никак, чем так"

Дело в том, что подобный закон о гражданских браках для людей без определенной религиозной принадлежности подавался неоднократно. В начале двухтысячных, помнится, его подавал депутат от партии ИБА Юлий Эдельштейн. Тогда его провалили разницей всего в один голос. Подобный законопроект подавал в 2005 году Йосеф Парицкий.

Последний раз, перед тем как за дело взялось НДИ, о подобном законе говорили, когда министр юстиции Даниэль Фридман и главный раввин Израиля Шломо Амар 18 июля 2007 г. достигли соглашения о законопроекте, делающим возможным заключение гражданского брака в Израиле для тех, кто не может зарегистрировать свои отношения в раввинатском суде, а тогдашний глава правительства Эхуд Ольмерт поддержал это соглашение. Инициатива, согласованная министром Фридманом и Амаром 18 июля 2007 г., была по содержанию почти идентична тому законопроекту, что после триумфально провела партия НДИ. Употребляю "почти" потому, что это соглашение было все же немного лучше. Гражданские браки и разводы, для случаев, где и мужчина, и женщина не являются евреями по Галахе (речь идет о людях, мать которых не является еврейкой), согласно законопроекту Даниэля Фридмана, должны были заключаться в гражданских судах по семейным делам. НО… заключившему такой брак, согласно законопроекту Даниэля Фридмана, в документах должны были писать приличное "НАСУЙ" ( женат), а не позорное "бен-зуг" (как получилось в результате у НДИ).

Законопроект министра юстиции Даниэля Фридмана тогда очень сильно критиковался в русскоязычной прессе. Помню блистательную статью публициста Льва Авенайса "Лучше никак, чем так", в которой он писал: "Сказать, что я был шокирован пафосным заявлением министра юстиции Даниэля Фридмана о его "историческом соглашении" с главным сефардским раввином Шломо Амаром - это значит несколько преуменьшить мою реакцию. Я был в ярости, я был в бешенстве… Вы понимаете, я смиряюсь, когда мне отказывают, возмущаюсь, когда люди совершают плохие поступки, но испытываю невыразимое чувство унижения, когда меня принимают за дурака, которому можно навесить на уши макаронные изделия любого замеса. А именно так и пытается поступить со мной господин Фридман, заявляя, что "это очень важный шаг в установлении истинного плюрализма в Израиле". На самом деле - это огромный шаг назад, причем шаг назад от сегодняшнего нелепого, постыдного для цивилизованной страны положения - к положению еще более постыдному и унизительному".

Когда старый мудрый Лев злится (ну хотя бы немножко искренне) – то он жжет и жжет очень содержательно и по-взрослому:

"Оказывается, главный раввин милостиво согласился разрешить регистрировать в Израиле брак двух неевреев. То есть, если и жених, и невеста не являются по раввинатскому определению евреями, то, пожалуйста, пусть женятся! При этом справку о том, что они НЕ ЕВРЕИ, будет выдавать РАВВИНАТ! Мне казалось, такое не может придумать даже самый извращенный ум! Какое, извините, собачье дело раввинату до нееврейской кошачьей жизни?

Представьте такую картинку. Приходит в раввинат пара неевреев, желающая сочетаться законным браком: Михаил Исаакович Рабинович и Глафира Израилевна Иванова. И раввин строго спрашивает Рабиновича: "Как звали вашу маму?" "Мария Петровна". "А ела ли она мацу на Песах?" "Да, что вы, батюшка, вот вам крест, на Песах она только сало ела в товарных количествах". "А как вы можете доказать, что ее мама, то есть ваша бабушка, была нееврейкой?" "Ну как же, вот документ из загса, что она была Прасковья Ивановна, русская, из крестьян". "Знаем мы вас, в России за 50 рублей вам любой документ сварганят. Приведите двух свидетелей, что она была нееврейкой, не соблюдала кашрут, не ходила в синагогу". Затем аналогичную проверку проходит невеста.

Говорят, что таким образом Фридман с Амаром нашли решение брачной проблемы для 300 тысяч неевреев из бывшего СССР. Вранье все это. Как это ни странно, практически все мои знакомые "некошерные" браки, заключенные израильской молодежью на Кипре, в Праге или Болгарии - это браки смешанные, то есть между негалахическими и галахическими евреями, и эти пары идентифицируют себя как еврейские светские пары".

Автор завершал статью выводом: "…это не компромисс. Это - обман. И поэтому я впервые очень хочу, чтобы законопроект о гражданских браках, если он вдруг дойдет до голосования в такой редакции, был бы провален. Лучше никак, чем так. По крайней мере, честнее. Закон, не дающий неевреям возможности жениться на евреях, слишком напоминает матримониальные законы, принятые в середине прошлого века в одной из европейских стран. И вы все прекрасно понимаете, какую страну я имею в виду".

Но вы мне резонно скажете, что это мнение Льва Авенайса, который известен своими либеральными взглядами, а где мнение НДИ?

Вы хочете песен? Их есть у меня…

Как сказал некогда бывший пресс-секретарь НДИ Марк Котлярский: "У Эйдельмана все ходы записаны". И записаны они в Интернете.

Тогда, реагируя на законодательную инициатив Фридмана-Амара, депутат Дуду Ротем, который позже подаст законопроект о "супружеских союзах" от партии НДИ, высказал согласованную позицию репатриантской партии о подобном решении. Реакцию Ротема от 19 июля 2007 года можно прочитать на сайте newsru.co.il: "Депутат Ротем заявляет: "Это не просто соглашение, это настоящее соглашательство, которое не решит никаких проблем, а, напротив, запутает их еще больше и доведет до абсурда. Это соглашательство, усиливающее позиции ортодоксальных евреев и сеющее рознь между ними и светскими гражданами Израиля".

По словам парламентария, в случае, если соглашение между Фридманом и Амаром будет претворено в жизнь, "наступит полнейший хаос: отныне гражданским браком смогут сочетаться только партнеры-неевреи; при условии, что они предоставят… справку из главного раввината, подтверждающую их нееврейство", отмечает пресс-служба НДИ. "Если сегодня нужно очень долго и упорно доказывать свое еврейство, то трудно себе представить, какие требования предъявит главный раввинат для доказательства обратного", - говорится в сообщении".

То есть, сам Дуду Ротем называл подобный (даже чуть получше) законопроект соглашательством, которое усиливает позиции ортодоксии, не решит никаких проблем, а, напротив, запутает их еще больше и доведет до абсурда. Он сам добровольно признавал, что подобный закон в такой форме не может работать. Что этот закон в таком виде абсурден. То есть, партия НДИ знала, что она значительно ухудшит ситуацию задолго до того, как провела этот законопроект. Партия знала и пошла на это.

Но, может newsru.co.il нерадиво передало пресс-релиз НДИ. Здесь пресс-релиз приведен полностью. Можете почитать. И сделать вывод сами.

Ради сиюминутного пропагандистского успеха НДИ цинично ухудшила ситуацию. И они ведали, что творили.

Комментарии, содержащие оскорбления и человеконенавистнические высказывания, будут удаляться.

Пожалуйста, обсуждайте статьи, а не их авторов.

Статьи можно также обсудить в Фейсбуке