Читайте также
Вечность Торы
В недельной главе "Итро" описывается дарование Торы: "И сошел Господь на гору Синай, на вершину горы, и призвал Господь Моше к вершине горы, и взошел Моше. И сказал Господь Моше: сойди, предостереги народ, чтобы они не порывались к Господу, чтобы видеть, а то падут из него многие. И даже священники, приближающиеся к Господу, должны освятить себя, а то разгромит их Господь. И сказал Моше Господу: не может народ взойти на гору Синай, потому что Ты предостерег нас, сказав: "огради гору и освяти ее". И сказал ему Господь: пойди, сойди, и взойдешь ты и Аарон с тобою; а священники и народ да не порываются восходить к Господу, а то разгромит Он их. И сошел Моше к народу, и пересказал им. И говорил Бог все слова сии, сказав: Я Господь, Бог твой, который вывел тебя из земли Египетской, из дома рабства. Да не будет у тебя других Богов сверх Меня. Не делай себе кумира и никакого изображения того, что на небе вверху и что на земле внизу, и что в воде под землею. Не поклоняйся им и не служи им; ибо Я Господь, Бог твой, Бог-ревнитель, карающий за вину отцов детей до третьего и четвертого рода, тех, которые ненавидят Меня, И творящий милость до тысячных родов любящим Меня и соблюдающим заповеди Мои". (19:20-20:6)
Дарование Торы явилось историческим событием, имеющим свою дату - 6 сивана 2448 года от сотворения мира. Однако в событии этом с одной стороны открылось нечто предвечное, а с другой - содержалось также и нечто неизменное, нечто не предполагающее как-то "эволюционировать" в ходе дальнейшей истории.
Во всяком случае такова трактовка иудаизма. В конечном счете, его символ веры сводится к одному единственному положению - "Тора дана с небес". В Бейт-Мидраше может обсуждаться любой самый вызывающий, самый крамольный вопрос, но только не предположение, что Тора была сочинена людьми, или занесена на Синай командой инопланетян.
"Вечность" законов Торы, поэтому, одно из важнейших положений иудаизма. Так Рамбам пишет: "Тора ясно и однозначно говорит о том, что законы ее вечны, в них не будет внесено изменений, ничего не будет добавлено к ним и ничто из содержавшегося в них не будет отменено... Цель пророка - не вводить новые законы, но призывать народ к исполнению заповедей Торы и предостерегать его от нарушения их" (Гилхот йоседей а-Тора 9:1)
В практической галахе некоторые изменения могут происходить, и даже порой происходят, однако они никогда не изменяют сам закон Торы, но лишь переоценивают границы его применимости в меняющейся действительности.
Быть может, самый наглядный тому пример - предпринятая рабби Иеудой Анаси запись Мишны, т.е. "запрещенное" превращение устного предания в письменный текст. Эта смелая реформа была предпринята со ссылкой на слова Псалма (119.126): "Время действовать ради Господа: они нарушили Тору твою".
Однако, при этом важно понимать также и то, что под "вечностью" подразумевается не бесконечный временной поток, а "историческое" время. Открывшаяся в истории вечная Тора была открыта для истории, и на пост-историю не распространяется.
Признаки тому обнаруживаются в самом Писании, утверждающем, что некоторые странности начнутся уже на закате времен.
Так относительно Песаха сказано: "И да будет вам день сей в память, и празднуйте его как праздник Господу в роды ваши; как установление вечное ("хукат олам") празднуйте его... Соблюдайте (заповедь об) опресноках; ибо в сей самый день Я вывел ополчения ваши из земли Египетской; и соблюдайте день сей в роды ваши как установление вечное" (Шмот 12:14-17).
Между тем относительно этого "вечного" закона в другом месте сообщается о его грядущей трансформации, а тем самым и о его определенной "временности": "Вот, наступают дни, - сказал Господь, - когда не будут больше говорить: "жив Господь, который вывел сынов Израилевых из земли Египетской", А (скажут): "жив Господь, который вывел и который привел потомство дома Израилева из страны северной и из всех стран" куда Я изгнал их; и будут они жить на земле своей" (Иерем 23:7).
Итак, под словом "вечность" Тора имеет в виду историческое время, которому задана своя мера, как сказано: "Шесть тысяч лет существует мир, и одну (тысячу лет) - (будет) разрушен" "Сангедрин" (97 а), или "Учили в доме учения (пророка) Элиягу: шесть тысяч лет существует мир. Две тысячи лет - хаос, две тысячи лет - Тора, две тысячи лет - время Машиаха" ("Авода зара" 9а).
Таким образом правильнее сказать, что под словом "вечность" (олам) подразумевается историческое время, ограничиваемое традицией шестью тысячелетиями.
Откровение и умозрение
Соответственно, в трактате "Нида" (61.б) утверждается, что "заповеди упразднятся в будущем" ("мицвот бтелот леатид лаво").
Трактуются эти слова по-разному. Некоторые относят их ко дням Машиаха, некоторые ко дню человеческой смерти, а некоторые ко дню воскресения из мертвых. В этой связи в Гемаре даже обсуждается правомочность погребения человека в саване из "шаатнеза", т.е. в саване, сотканном из льняной и шерстяной ткани. Ношение такой ткани запрещено Торой ("не надевай шаатнез - шерсть и лен вместе" (Двар 22:11), между тем, коль скоро после воскресения из мертвых заповеди будут отменены, то воскреснуть можно, вроде бы, и в облачении из шаатнеза.
В значительной мере в этом же контексте пророк учит и о "Новом завете": "Вот, наступают дни, - сказал Господь, - когда с домом Израилевым и с домом Иудиным Я заключу новый союз. Не такой союз, какой Я заключил с отцами их в тот день, когда взял их за руку, чтобы вывести их из земли Египетской, (не такой) союз Мой, который они нарушили, несмотря на то, что Я был им владыкою, - сказал Господь; А такой союз, какой заключу Я с домом Израилевым после тех дней: - сказал Господь, - вложу Я Тору Мою в глубину (души) их, и в сердце их впишу Я его, и буду Я им Богом, а они будут Мне народом. И не будет больше каждый учить ближнего своего и каждый - брата своего, говоря: "познайте Господа", ибо все они, от мала до велика, будут знать Меня, - сказал Господь" (Иерем 31:30-33).
С этой точки зрения может показаться, что христианство действовало в принятых рамках, что замещая "Ветхий завет" "Новым", оно руководствовалось пусть даже и превратно истолкованным, но все же некоторым положением Торы, пророчеством: "с домом Иудиным Я заключу новый союз".
Тем не менее отсылки к более разработанным положениям этого пророчества мы не видим. Христианство пришло к своей идее "отмены заповедей" не на основании учения мудрецов ("заповеди упразднятся в будущем"), а на философских основаниях, на "общих соображениях".
Действительно, предпринятая апостолом Павлом реформа базировалась не на устном учении, а на интеллектуальной спекуляции, на своеобразном здравомыслии, на "упраздняющем закон" обобщении. Так, приведя посвященные "новому завету" слова пророка Йермиягу, Павел позволил себе следующий силлогизм: "говоря "новый", показал ветхость первого; а ветшающее и стареющее близко к уничтожению" (Евр. Гл 8).
Причем этот аргумент Павел привел не в послании к коринфянам или галатам, а в послании к евреям! Уж им-то, казалось бы, он должен был предъявить аутентичный аргумент, т.е. указать на предание об "упразднении заповедей в будущем". Почему же он этого не делает? Почему предлагает силлогизм? По-видимому, Павел просто не был знаком с этим учением. Лишнее свидетельство того, что в эллинской учености Павел был наставлен гораздо серьезнее, чем в иудейской.