Zahav.МненияZahav.ru

Четверг
Тель-Авив
+30+16
Иерусалим
+28+15

Мнения

А
А

Одиночество Израиля под градом стрел

Израилю нужны надежные друзья. Но он должен надеяться прежде всего на себя и отстаивать свои интересы твердой, последовательной политикой. Нельзя расшаркиваться перед Россией.

28.12.2016
Источник:yacovshaus.com
רויטרס

Читайте также

Совет Безопасности ООН признал израильское строительство на территориях незаконным. Израильские левые умирают от счастья. Премьер-министр Израиля и его сторонники в гневе из-за предательства Обамы и тех мировых лидеров, которые на словах сочувствовали еврейскому государству. Но никому не приходит в голову мысль: если все оказались против нас, то, может, мы недостаточно умно себя ведем?..

Резолюцию, называющую незаконным израильское строительство на территориях, предложил Египет. После вмешательства Трампа египетский лидер Ас-Сиси отозвал резолюцию. Но ее заново поставили на голосование в Совете Безопасности ООН представители Сенегала, Новой Зеландии, Малайзии и Венесуэлы. 14 из 15 членов Совета Безопасности проголосовали «за»: Китай, Россия, Великобритания, Франция, Япония, Украина, Испания, Уругвай, Египет, Малайзия, Новая Зеландия, Ангола, Венесуэла, Сенегал. США не воспользовались правом вето и всего лишь воздержались. В резолюции говорится, что любые изменения израильских границ, существовавших перед Шестидневной войной, недопустимы.

Впервые наши лидеры позволяют себе столь резкие высказывания о президенте США. По словам Нетаниягу, имеются веские доказательства того, что Обама лично инициировал обсуждение в Совете Безопасности резолюции о поселениях. Израиль отозвал своих послов из Сенегала и Новой Зеландии (у Малайзии и Венесуэлы нет дипломатических отношений с Израилем). Отменен визит в Израиль украинского премьер-министра Гроссмана. Не состоится и беседа Нетаниягу с премьер-министром Великобритании Терезой Мей на всемирном экономическом форуме.

На воскресном заседании правительства премьер-министр сообщил, что поручил МИДу разработать комплекс мер, направленных против ООН. Израиль прекратит финансирование пяти структур ООН на своей территории. Нетаниягу вызвал посла США в Израиле Дана Шапиро и прямо высказался о третировании его страной еврейского государства. Премьер-министр намерен встретиться с послами 12 стран, которые голосовали в Совете Безопасности за антиизраильскую резолюцию, и принять санкции против этих государств.

В общем, вырисовывается картина «Нетаниягу против всего мира». Она весьма драматична и ассоциируется с известным сюжетом классической живописи «Святой Себастьян, пронзаемый стрелами». Как Израиль оказался в такой политической блокаде? Насколько она опасна для нашей страны? Можно ли было этого избежать и что делать теперь?

Совершенно ясно, что Обама, мечтавший облагодетельствовать мир ислама, долго готовил пакость Израилю и приберег ее для финиша своей президентской карьеры. Именно теперь, уже ни за что не отвечая, решил наказать «непослушного» Нетаниягу и заодно отомстить Трампу за поражение Клинтон. Подлость Обамы – в том, что его нежелание наложить вето на резолюцию Совета Безопасности позволило даже некоторым потенциальным защитникам Израиля отбросить неприятные сомнения и проголосовать «за». До сих пор в США считалось, что при любых разногласиях между американскими и израильскими лидерами нельзя предавать своего главного союзника на Ближнем Востоке.

В такой ситуации Нетаниягу не имел права смиренно признать правоту мирового сообщества, которое идет на поводу у фанатиков и террористов. Понятно, что наша маленькая страна не причинит большого политического и экономического ущерба сразу 15 государствам своими санкциями. Но Израиль громко напомнил о том, что не является ничьей марионеткой и с ним надо считаться. Лидеры США, Великобритании, Франции еще задумаются о своем поведении, когда перед выборами им понадобятся еврейские голоса. Таким слабым странам как Украина, Египет, Ангола, Сенегал никак не следовало портить отношения с Израилем.

Отвратительно торжество израильского левого лагеря, стукачески умолявшего Белый дом «воздействовать» на наших правых премьер-министров, которые не торопятся заключать вожделенный мир с палестинцами. Ицхак Герцог назвал голосование в Совете Безопасности стратегическим провалом правительства. Ципи Ливни заявила, что Нетаниягу в истерике. Экс-премьер Эхуд Барак усомнился в лидерских качествах Нетаниягу – видимо, «забыв», что ему самому принадлежит рекорд Израиля по самому быстрому разваливанию своего правительства.

Хотя реакция Нетаниягу на решение Совета Безопасности была безальтернативной, премьер-министр напоминает шахматиста, который бросается в атаку после того как долго занимался сумбурным маневрированием. Справедливости ради надо уточнить: премьер-министр разыгрывает партию, начатую не им и доведенную его предшественниками до весьма проблематичной позиции. И тут надо перейти от метафор к недавней истории, чтобы понять, почему Совет Безопасности проголосовал против Израиля.

Осуждая антиизраильскую резолюцию, Нетаниягу отметил, что на Ближнем Востоке, охваченном террором, СБ безоговорочно осуждает только единственную демократию в регионе. Премьер-министр с возмущением говорил, что резолюция отрицает связь еврейского народа со своей землей и даже часть его библейской столицы называет оккупированной территорией. Увы, с точки зрения «прогрессивного человечества», все это только эмоции и риторика! Я понимаю, какие нападки навлеку на себя, но скажу, что для формирования равнодушного отношения к Израилю немало сделали израильские руководители – и Биньямин Нетаниягу не составляет исключения!

Да, мир относится к нам не лучшим образом. Хотя почти четыре миллиарда жителей планеты исповедуют авраамические религии, почти никто из них не считает современный Израиль законным наследником всех библейских земель. Те земли, которые находятся вне границ, сложившихся в ходе Войны за Независимость, в мире называют оккупированными.

В мире существует консенсус относительно того, что часть арабов являются особым палестинским народом. Отношение к этому народу тоже особенное. В ХХ веке насчитывалось более 200 миллионов беженцев из разных стран. Они давно расселились где получилось. В мире существует принцип: давно сложившиеся границы не пересматриваются. Только проблема «палестинских беженцев», которые оказались таковыми из-за нападений арабов на Израиль, почти семьдесят лет со слезами обсуждается на всех мировых форумах.

Хотя представители палестинского народа периодически устраивают теракты против израильтян и подвергают ракетным обстрелам гражданское население израильских городов, мир называет палестинский террор ответом на израильскую оккупацию, а антитеррористические операции Израиля квалифицирует как военные преступления.

Нравится нам или не нравится – мировое сообщество ведет себя именно так. А как ведет себя Израиль?

Израиль должен был еще сорок лет назад громко и во всеуслышание заявить: считает ли он территории, занятые ЦАХАЛом в 1967 году, библейскими еврейскими землями или признает право на них палестинского народа, существование которого когда-то отрицал. Вместо этого кнессет проголосовал за включение в границы Израиля только Восточного Иерусалима и Голан. Тем не менее началось строительство на всех контролируемых территориях. В 1979 году Бегин подписал мирный договор с Египтом, согласно которому Израиль возвращал ему Синай, ликвидировал там еврейские поселения и обязался в обозримом будущем решить проблему палестинского самоуправления. Тем самым Израиль признал два факта, работающих против него: оккупацию не принадлежащих ему земель и существование палестинского народа.

Норвежские соглашения, подписанные Рабиным и Пересом с Арафатом, окончательно закрепили в умах мировых лидеров убежденность в том, что «оккупированные» территории поэтапно будут переданы под юрисдикцию Палестинской автономии, которая после окончательного урегулирования конфликта превратится в палестинское государство. Следующий левый премьер Эхуд Барак и автор "Женевской инициативы" Йоси Бейлин предлагали Арафату за согласие на мир с Израилем Восточный Иерусалим со Старым городом и Храмовой горой. Напрасно Биби приписывает именно Обаме непонимание значения Иерусалима для евреев...

Израиль - демократическое государство, и каждый новый премьер-министр соблюдает подписанные предшественниками соглашения. Пленником этих обязательств стал и Нетаниягу в 1996 году. Из-за его непоследовательности правые вскоре потеряли власть. Тем не менее за десять лет от переговоров в Осло до победы Ликуда на выборах 2003 года мирный процесс застопорился из-за кровавого террора, развернутого Арафатом. При премьер-министре Шароне начались обстрелы Израиля «касамами».

Поскольку в Осло палестинцы обязались прекратить террор, Израиль мог объявить, что ввиду длительного, систематического и преступного нарушения ими своих обязательств расторгает подписанное соглашение. Но в этом случае следовало принять закон об аннексии Иудеи и Самарии. Шарон предпочел «во имя мира» демонтировать все еврейские поселения в секторе Газы и четыре поселения в Самарии, а его преемник Ольмерт в Аннаполисе продолжил переговоры об «окончательном урегулировании».

В 2009 году премьер-министром Израиля опять стал Нетаниягу. На этом посту он находится уже три каденции подряд. У него было несколько возможностей: 1) заявить о прекращении мирного процесса из-за продолжающегося террора, 2) обязаться продолжить переговоры с ПА, 3)потребовать у Вашингтона подтверждения обещаний Буша-младшего о том, что крупнейшие поселенческие блоки останутся частью Израиля (что устранило бы сомнения мирового сообщества в праве Израиля строить в пределах главных поселенческих анклавов и в Иерусалиме). Вместо этого Нетаниягу в бар-иланской речи объявил о своей приверженности лозунгу двух государств для двух народов. С этого момента начался период его хитрого дипломатического балансирования между умиротворением вашингтонской администрации и борьбой за сохранение контроля над израильским правым лагерем. Нетаниягу считал главной своей хитростью то, что условием создания двух государств для двух народов назвал признание палестинцами Израиля как еврейского государства. Естественно, Абу-Мазена это требование возмутило, и Биби продолжил линию на отказ переговоров с ПА. (А если бы Абу-Мазен ответил хитростью на хитрость и согласился с условием Нетаниягу?..). Поскольку в национальном лагере премьер-министра атаковали то Либерман, то Беннет, он периодически возобновлял строительство в поселениях, а недавно принял закон о легализации поселенческих форпостов на землях, легально не принадлежащих Израилю. Палестинское руководство получило формальный повод жаловаться всему миру.

После разрушения Ямита и эвакуации Гуш-Катифа присягание Нетаниягу идее двух государств означает, что строительство в поселениях станет очередным обманом тысяч поселенцев! Биби хитрил, надеясь переиграть Обаму и его госсекретарей. А в это время его министр иностранных дел Либерман, крикливо рекламируя свой популистский план обмена территориями и населением между Израилем и арабами, предлагал отдать под палестинское государство обширный кусок Галилеи – что убеждало весь мир в шаткости притязаний Израиля даже на земли внутри «зеленой черты»! Беннет категорически отвергает уступки палестинцам и по крайней мере требует распространения суверенитета Израиля на еще не отданные Палестинской автономии территории. Что касается судьбы арабского населения территорий, то все правые лидеры предпочитают не говорить об этом: предполагается, что палестинцы или от безвыходности уйдут из Иудеи и Самарии, или покинут их за компенсации, или каким-то мистическим образом исчезнут...

Сегодня Нетаниягу жалуется на то, что антисемитская ООН отрицает связь евреев с Эрец-Исраэль. Это хорошо звучит для израильского уха, но в действительности все не так. Конечно, многие страны, входящие в ООН, не любят еврейское государство, но Совет Безопасности воспользовался тем, что сам Израиль постоянно демонстрировал временный характер своего присутствия в Иудее и Самарии и не сумел настоять на признании хотя бы Вашингтоном необратимости процесса объединения Иерусалима после Шестидневной войны.

Борьба за максимально выгодные Израилю окончательные границы должна была сопровождаться огромными дипломатическими усилиями. Смешны надежды на то, что благодаря гениальной «информационной войне» мы разжалобим человечество кровью жертв арабского террора, страданиями детей Сдерота. Израиль должен говорить языком сверхдержавы Ближнего Востока: убедить мир – не в правоте еврейского государства - а в твердости его намерения закрепить демографические изменения, вызванные постоянными войнами и террором арабов против Израиля. При Рабине, Пересе, Бараке такая дипломатия была невозможна. Увы, придя к власти, Нетаниягу подчинил исторические интересы Израиля сиюминутной необходимости подкупать союзников по коалиции. Две каденции он держал во главе МИДа фразера, который задолго до этого пацанскими прибаутками об уничтожении Асуана-Тегерана восстановил против себя мусульманский мир. Либерман стал первым израильским министром иностранных дел, с которым за границей мало кто хотел говорить. Как только появлялись желающие, он объявлял, что эта страна или регион должны стать приоритетами внешней политики Израиля. Так, он предлагал переориентироваться то на Россию, то на Африку, то на Латинскую Америку – потому что... его там принимали! В минувшую пятницу мы увидели плоды этой переориентации. Среди 14 стран, голосовавших за антиизраильскую резолюцию, были Россия, находящиеся в Африке Египет, Сенегал, Ангола, а также Венесуэла с Уругваем - два южноамериканских государства...

После выборов 2015 года Нетаниягу держит портфель главы МИДа при себе. Он по-прежнему хитрит, соблазняя этой должностью лидера Аводы Герцога. Сам премьер-министр физически не может с полной нагрузкой заниматься внешней политикой, а заместитель министра иностранных дел Ципи Хотобели – перспективный политик, но пока не обладает авторитетом, который соответствовал бы масштабу и важности стоящих перед Израилем задач.

Насколько трагично принятие Советом Безопасности резолюции, объявляющей нелегальными все израильские поселения? Это для Израиля сильный моральный удар, но такая резолюция не предусматривает принятия каких-либо жестких санкций. Возвращаясь к легенде о святом Себастьяне, следует напомнить, что стрелы врагов его не убили. Он выжил и в дальнейшем погиб из-за того, что не считался с суровой реальностью...

Конечно, скверно, что Обама окончательно аннулировал обещания Буша о сохранении в границах Израиля главных поселенческих массивов. Но самое опасное – это версия о намерении Обама до инаугурации Трампа подсунуть Совету Безопасности еще и резолюцию, определяющую основные принципы израильско-палестинского соглашения. Израилю не обязательно ее выполнять, но подобный прецедент осложнил бы его внешнюю политику. Впрочем, главный советник Обамы Бен Родс заверил, что таких планов у его патрона нет.

В Израиле многие надеются, что Америка радикально изменит отношение к Израилю после 20 января. Вполне можно допустить, что Трамп станет наиболее дружественным к Израилю американским президентом. Но именно это создаст в будущем новые проблемы! Доброе отношение американского дядюшки может затянуться максимум на восемь лет. Потом придет менее добрый дядюшка. Да и добрая воля Трампа ограничена объективными обстоятельствами. У США сохраняются интересы в разных регионах планеты. Неопытный в политике Трамп пока не скупится на щедрые обещания Израилю, однако решится ли он восстановить против Америки весь мир ради нашей страны?..

Израилю нужны надежные друзья. Но он должен надеяться прежде всего на себя и отстаивать свои интересы твердой, последовательной политикой. Нельзя расшаркиваться перед Россией, поддерживающей антиизраильские резолюции и инициирующей их, и срывать злость на нищей Украине, обычно поддерживавшей Израиль и один раз уступившей американскому давлению. Только принципиальностью – а не причитаниями или хитроумными зигзагами - можно приобрести друзей в нашем не сентиментальном мире.

Комментарии, содержащие оскорбления и человеконенавистнические высказывания, будут удаляться.

Пожалуйста, обсуждайте статьи, а не их авторов.

Статьи можно также обсудить в Фейсбуке