Читайте также
- Израильтяне, едущие в Великобританию, должны предварительно зарегистрироваться
- Галь Гадот поделилась фотографией заложницы Лири Альбаг со 108 млн своих подписчиков
- Долги в России, переезд в Израиль: как живет сестра Марка Эйдельштейна
- Израильтяне устремились в Таиланд
- Государство не хочет помогать гражданам вести здоровый образ жизни
Не прошло и двух недель после избрания Дональда Трампа президентом США, а тон СМИ и политиков изменился. Вместо ужаса и эйфории, которые высказывали комментаторы в зависимости от их политических взглядов, появилось сомнение. Почти все сходятся в том, что ситуация неоднозначна, а проще говоря – ничего не понятно.
Выступление Трампа с рассказом о его планах на первые 100 дней тоже не внесло ясности. Одно можно отметить: будущий президент говорил исключительно об Америке. Если он и сдержит свои предвыборные обещания, то прежде всего те, которые он давал американцам. Так откуда же у Израиля основания считать, что в Белый дом пришел добрый волшебник, который выполнит наши сокровенные желания?
Иные израильские лидеры тут же начали высказывать эти желания вслух, как дети перед Санта-Клаусом. Нафтали Беннет заговорил об аннексии Иудеи и Самарии. Авигдор Либерман напомнил о письме Дж.Буша Ариэлю Шарону, где прозвучало признание крупных поселенческих анклавов. Либерман говорил об этом на встрече с израильскими политическими обозревателями, но адресовался явно к будущей администрации Белого дома.
Приближенные Трампа на это заметили, что израильскому правительству стоит сначала договориться о взаимодействии с новой властью, а потом уже излагать его концепцию журналистам.
Премьер Нетаниягу уже не раз призывал своих министров держать язык за зубами. После встречи Беннета с близкими к Трампу политиками в Нью-Йорке вышло прямое указание министрам и их заместителям не вступать в контакт с будущим президентом и его администрацией без ведома главы правительства.
На самом деле, выпад американцев в адрес Либермана не содержал отказа от обязательств, данных Бушем. Напротив, в нем прозвучало удивление столь "левой" позицией министра обороны, который готов удовлетвориться легализацией крупных поселенческих анклавов, обещанной ему Большим Братом в 2004 году. Но главная мысль в этом ответе была очевидна: не учите нас, как мы должны строить отношения с вашей страной или с кем угодно. Не учите Америку жить.
До сих пор в Израиле вроде бы понимали, что этого делать не стоит. Похоже, правый лагерь просто потерял голову от того, что к власти в США наконец-то пришел человек, в окружении которого столько евреев и сочувствующих. К тому же республиканская партия недавно изъяла из своей программы пункт о создании палестинского государства. Да и сам Трамп заявлял, что радикальный ислам несовместим с западными ценностями и Америка должна вести с ним войну…
Впрочем, эти слова кандидат в президенты произнес после нападения на гей-клуб в Орландо, и говорил он в первую очередь о безопасности американцев.
Основным посылом его речи было введение контроля за иммиграцией, но вскоре после избрания он отказался от обещания депортировать 11 миллионов нелегальных иммигрантов. Возможно, призыв воевать с исламистами тоже будет пересмотрен. К тому же Трамп имел в виду ISIS, а не ХАМАС, Хизбаллу и Исламский джихад. Неизвестно, насколько последовательно он будет поддерживать Израиль в борьбе против его врагов.
Верно, многие в окружении Трампа настроены против мусульман и арабов – так, что даже коллеги по республиканской партии обвиняют их в расизме. Но у некоторых деятелей антиисламизм уживается с антисемитизмом. Не случайно против Стива Бэннона, назначенного советником президента по стратегическим вопросам, выступило несколько правозащитных организаций, включая Антидиффамационную лигу.
Да, ближайший соратник Трампа Ньют Грингич когда-то назвал палестинцев выдуманным народом. Но значит ли это, что вопрос о палестинском государстве закрыт, как полагает Беннет? Заняв официальный пост, Грингич может заговорить совсем по-другому.
Да и сам Трамп вряд ли расторгнет договор с Ираном по ядерной программе. А если он это сделает, то Тегеран все равно продолжит создавать свою бомбу, только немного медленнее.
Призыв к уничтожению ISIS несколько расходится с заявлением Трампа о том, что он не собирается расширять военные действия в Сирии. Асад может радоваться – будущий президент США не настаивает на его уходе. И для Израиля это вроде бы не так плохо. Но если американцы свернут свою операцию в Сирии, ситуация полностью перейдет под контроль Москвы. И тогда нашим политикам придется рассказывать о своих желаниях волшебнику Путину. Он тоже называет себя другом Израиля, но это не мешает ему снабжать оружием своих союзников, в том числе и Хизбаллу.
Главное, чего никак не поймут и в Израиле, и в остальном мире: Трамп пришел, чтобы заниматься проблемами США. Вмешательство своей страны в международные проблемы и конфликты он постарается свести к минимуму. Поэтому даже историческим союзникам Штатов не стоит ждать, что он, как Санта-Клаус, принесет им мешок подарков.