Читайте также
В понедельник избранный президент США поговорил по телефону с Путиным. Трамп дал какие-то обещания? Или изменил курс США? Никто не знает, сетует The Daily Beast. Миру остается надеяться, что Трамп видит огромные риски, связанные с любой крупной сделкой с Россией, пишет FT. Чтобы избежать ошибок предыдущей "перезагрузки", Трампу стоило бы разобраться с идеологией Кремля, советует WSJ после беседы с Александром Дугиным.
"Похоже, российский президент Путин и премьер-министр Японии Абэ знают о будущих приоритетах национальной безопасности США в президентство Трампа больше, чем военные и дипломаты", - пишет журналистка The Daily Beast Нэнси Э.Юссеф.
В понедельник Трамп поговорил по телефону с Путиным, а в четверг встретился с Абэ. Но, как сообщил изданию чиновник оборонного ведомства, в течение всей первой недели в статусе избранного президента Трамп работал над внешней политикой США, по-видимому, без участия профильных ведомств.
Решение Трампа обсуждать политику с зарубежными лидерами, не извещая об этом американские ведомства, - очередной его оригинальный шаг, пишет журналистка.
Неназванный чиновник оборонного ведомства США отметил: "Мы не можем воспринимать каждое заявление в его буквальном смысле, даже заявление избранного президента. Поживем - увидим".
"Американским чиновникам, отвечающим за национальную безопасность (особенно тем, кто будет работать в следующей администрации), остается читать заявления и гадать на кофейной гуще, чтобы попытаться вычислить, о чем идут переговоры", - говорится в статье.
"Может быть, Трамп дал обещания, которых США не могут сдержать? Или изменил курс? Никто не может ответить доподлинно, поскольку переходная команда Трампа пока не предоставила стенограммы этих разговоров", - пишет Юссеф.
Автор статьи полагает: "Если учесть, что переходный процесс неизбежно идет негладко, у России есть стимул воспользоваться этим промежутком времени, чтобы сформировать стиль американо-российских отношений". Российская сторона заявляет, что хочет улучшить отношения с США, но при этом "продолжает бомбить союзников США в Алеппо, действуя в интересах Асада".
Исходя из предвыборной риторики Трампа, чиновники, ведающие национальной безопасностью, знают только, что избранный президент хочет улучшить отношения с Россией. Впрочем, когда-нибудь Трампу придется работать с министерствами. И, как выразился один чиновник, "в итоге Машина начнет документировать" то, что Трамп говорит мировым лидерам.
"Причины, по которым Дональда Трампа влечет к союзу с Путиным, многочисленны и очевидны, - полагает редакция The Financial Times. - Вызов, брошенный Россией мировому господству США, - самая острая внешнеполитическая проблема в американской повестке".
"Разрядка напряженности в отношениях с противником, у которого есть ядерное оружие, - похвальная цель, - признает издание. - И с политической точки зрения заключение сделки [с Москвой] стало бы большим шагом на пути к превращению Трампа из магната, представителя шоу-бизнеса и политического аутсайдера в государственного человека. При этом миру остается надеяться, что Трамп видит огромные риски, связанные с любой крупной сделкой с Россией".
По мнению авторов, Трампу следует отвергнуть любые попытки воспроизвести Ялтинскую конференцию 1945 года - это показалось бы вознаграждением России за аннексию Крыма и вторжение на восток Украины. "Нельзя продавать Украину", - настаивает FT.
Газета рекомендует Трампу подтвердить свою приверженность НАТО, не отменять санкции в отношении России, покуда нет прогресса по вопросам, из-за которых они были введены, а также не пытаться решить сразу много проблем - лучше постепенный прогресс по конкретным темам, в первую очередь по Сирии.
Напряженность в отношениях с Россией сейчас чрезвычайно высока, "и приз за их улучшение будет значимым", говорится в статье. "Но этой цели нельзя добиваться, прогибаясь под московские условия. Заключить с Путиным плохую сделку - хуже, чем не заключить вообще никакой", - пишет FT.
"Переперезагрузка" отношений с Москвой, обещанная Трампом, начинается", - утверждает журналист The Wall Street Journal Сохраб Ахмари, имея в виду состоявшийся в понедельник телефонный разговор избранного президента США с Владимиром Путиным.
Но, чтобы избежать ошибок предыдущей "перезагрузки", Трампу стоило бы разобраться в идеологической концепции, определяющей стратегию Кремля. Лучший консультант в этой области - философ Александр Дугин. "Один из главных "идеологов", стоящих за агрессивной внешней политикой Москвы", - характеризует его автор.
В телефонном интервью Дугин сказал журналисту, что избрание Трампа - "радость для нас": "Мы считаем Трампа американским Путиным". Реалистично настроенный Вашингтон, по мнению Дугина, "сосредоточится на внутренних делах и оставит в покое Европу и Ближний Восток".
Украина и Сирия "не входят в непосредственные интересы США", заявил Дугин. Автор статьи комментирует: "Это намек, что в сферу российских интересов они, наоборот, входят. Если Белый дом согласится уступить эти регионы, то, по словам Дугина, обнаружит, что в России "нет резонов для антиамериканских настроений".
По мнению автора, это будет приятно слышать некоторым людям в окружении Трампа. Но какова будет цена сделки? "На кон поставлено военно-политическое верховенство Америки в либеральном международном порядке, который формировался столетиями", - утверждает Ахмари.
"Дугин ставит знак равенства между либерализмом и нравственной распущенностью и духовным оскудением", - пишет автор. Кроме того, Дугин разрабатывает структуры, которые призваны заменить либеральный международный порядок.
Он говорит про "сбалансированные пространства интеграции": англо-американская сфера, европейская сфера, а также евразийская сфера, включающая в себя Россию, шиитский Иран и часть Восточной Европы. "Если эта последняя слегка смахивает на замысловатое философское алиби для имперских амбиций Путина на территории между Балтийским и Черным морями, что ж, так оно и есть, - пишет Ахмари. - Но Дугин говорит, что евразийская региональная интеграция не обязана быть принудительной". Если Вашингтон отступит назад, "мы сможем добиться этого более демократическим путем", пояснил Дугин.
Многие в Москве ликуют, что Дональд Трамп будет любезен с Москвой. "Но это иллюзия", - пишет политический обозреватель Die Zeit Михаэль Туманн.
Во-первых, будущий президент США "собрал вокруг себя твердолобых неоконсерваторов эры Буша". К примеру, в новую команду Трампа войдет Ньют Гингрич. Если ранее "он отзывался о России положительно, то незадолго до выборов стал самым настоящим "пожирателем России", говорится в статье.
Вторым кандидатом в команду является соратник Трампа Рудольф Джулиани. На этой неделе он заявил, что "столь могущественной Россию делает только нежелание США хотя бы немного погрозить своей военной мощью".
Третий претендент - радикал-неоконсерватор эры Буша Джон Болтон, который считает, что "Владимир Путин положил глаз на Восточную Европу и Средний Восток из-за слабости обамовской политики". В этой связи Болтон предлагает создать "в Европе защитные структуры от Путина".
"Вот так может выглядеть внешняя политика Трампа", - полагает Туманн.
Вряд ли попытка Путина хотя бы частично отреставрировать советский статус великой державы будет мирно существовать с трамповским слоганом Make America great again ("Сделаем Америку снова великой")", - продолжает обозреватель. Еще один аргумент: Трампу были "выгодны российские хакеры во время предвыборной кампании. Но, если они будут продолжать в том же духе, Трамп взорвется от ярости".
Помимо этого, новоизбранный президент уже заявил о намерении инвестировать триллион долларов в модернизацию ядерного оружия.
"Все американские президенты, начиная с Билла Клинтона, хотели развивать хорошие отношения с Москвой. В итоге все заканчивалось крахом", - пишет автор, напоминая о попытке госсекретаря Хиллари Клинтон в 2009 году запустить "перезагрузку".
На этот раз разница заключается в том, что "Дональд Трамп говорит, что допускает использование ядерного оружия, раз уж оно есть".