Вы прочтете эту статью утром 8 ноября, когда в стране откроются избирательные участки и туда придут те, кто решил "голосовать ногами". Результаты последних опросов показывают, что у демократа Хиллари Клинтон и республиканца Дональда Трампа примерно равные шансы на успех.
Читайте также
Накал предвыборных страстей в новейшей истории США невидан и неслыхан. 3 ноября ведущий программы The World This Weekend (ВВС) Марк Марделл назвал минувшую предвыборную кампанию в США "настоящей битвой" и "демократией в самой яркой и бесстыдной форме", где "было выплеснуто больше грязи, чем на знаменитых американских гонках грузовых автомобилей, мчавшихся через канавы Джорджии".
Опрос газеты Washington Post и телеканала ABC 5 ноября гласил, что Трамп отстает от Клинтон на 2 процентных пункта, а опрос газеты Los Angeles Times показал, что за 4 дня до выборов Трамп начал нагонять и опережать соперницу.
За время предвыборной кампании я написал десятки статей в пользу кандидата республиканцев, часть которых ему совсем не рады, но в последней статье перед выборами не буду ни хвалить Трампа, ни ругать Клинтон. Как советует русский фольклор, пить боржоми поздно, а наша кока-кола тоже не спасет.
Политический репортер газеты Pittsburgh Tribune-Review и колумнист журнала Weekly Standard Салина Зито сообщила из Вашингтона, что перед выборами 8 ноября впервые в современной истории неуверенность охватила тех, кто живет и работает в столице Соединенных Штатов, так же сильно, как половину страны с начала ХХI века.
"Никто из тех людей, которые появляются в Капитолии, ведут дела на К-стрит, приезжают туристами или водят такси, - написала Зито, - толком не понимают, что именно значит победа Хиллари Клинтон или Дональда Трампа".
Значит ли это, что "эпохе Рейгана" окончательно пришел конец? Значит ли это, что мы либо вступаем в новую эру правления прогрессистов-социалистов и наследников восьмилетних достижений президента Обамы, либо при власти нового президента-популиста начнется что-то новое? Ответы на это недоумение могут остаться вопросами, а результат выборов станет известен ночью 9 ноября, когда позади окажутся яростные наезды кандидатов друг на друга, пыл их дебатов и почти ежедневные "октябрьские сюрпризы", которыми потчевали избирателей наши СМИ.
Ответ на основной вопрос, куда именно пришла Америка к 8 ноября 2016 года, подскажет время, а пока любопытно узнать, как она к этому шла.
"Чтобы понять политическую историю Америки, всегда лучше думать о ней как о циклах или череде эпох", - считает Курт Николс, политолог Baylor University - частного баптистского университета в техасском городе Уэйко и ведущий эксперт в том, что ученые называют "теорией режима".
По этой теории продемократическая "эпоха нового порядка" (New Deal Era) с 1932 по 1980 год считается очередным циклом, который начался при президенте Франклине Делано Рузвельте и закончился при Джимми Картере, чтобы дать начало "циклу Рональда Рейгана". Чтобы приложить эту теорию к победе на нынешних выборах Хиллари Клинтон или Дональда Трампа, нужно четко определить, какой именно период очередного цикла переживает страна. Профессор Курт Николс признает, что это нелегко, но все же возможно, следуя строкам раннего стихотворения Иосифа Бродского: "Мир останется лживым, мир останется вечным, может быть, постижимым, но все-таки бесконечным".
Победа Хиллари Клинтон означает, что начатая Рейганом эпоха окончательно позади и нам предстоит еще 8 лет "эпохи Обамы" под предводительством демократов.
"В истории Соединенных Штатов оппозиционная партия меньшинства никогда не побеждала на президентских выборах три раза подряд, такого просто не было", - объясняет Николс. По его статистике, каждая новая эпоха правления в Соединенных Штатах начиналась именно с трех (или больше) побед новой партии большинства на президентских выборах подряд. Пока такое было только у президентов-республиканцев от Гранта до Артура (4 победы подряд), от Мак-Кинли до Тафта (3 победы) и от Гардинга до Гувера (3 победы). Курт Николс напоминает, что именно так начинались "эпоха федералистов" (1788–1800), "эпоха Джефферсона" (1800–1828), "эпоха Джексона" (1828–1860), "эпоха республиканцев после Гражданской войны" (1860–1896), "система 1896 года" (1896–1932), а также "эпоха нового порядка" Франклина Делано Рузвельта и "эпоха Рейгана".
В случае победы Хиллари Клинтон 8 ноября 2016 года Демократическая партия станет доминирующей, а значит, страна не желает менять установившийся порядок власти прогрессистов левого уклона.
Победа Дональда Трампа, по Курту Николсу, означает одно из двух. Первое и наиболее вероятное: она предполагает, что Америка еще не вошла в "эпоху прогрессистов", а "эпоха Рейгана" еще жива. Победа Трампа значит, что Барак Обама не стал крестным отцом следующей эры американской политики. В исторической ретроспективе Трампа можно сравнить с Гербертом Гувером или Джимми Картером, то есть, иронизирует профессор Николс, когда "парню не повезло оказаться в Овальном кабинете, когда рушится карточный домик его эпохи". Причина нынешнего конца эпохи вовсе не в личности Дональда Трампа, а в конце исторического цикла, создавшего популистские условия появления такой личности.
Мудрено, но понятно, и Ленин когда-то назвал это революционной ситуацией. Если все дело в том, что грядет некая трансформация для создания эры прогрессистского правления, а займется этим, естественно, следующий за Трампом президент-демократ, чего может и не произойти, то есть в победе Трампа лежит историческая миссия. Уже упомянутый англичанин Марк Марделл, ведущий на ВВС программу The World This Weekend, считает, что 8 ноября, "определенно были выборы Дональда Трампа, даже если он проиграет. Особенно если он проиграет. Высвобожденные им силы никуда не денутся. Он стал воплощением настроений общества, оформившихся в движение. Самое поразительное в Дональде Трампе - это не его исключительность, а, наоборот, то, в какой степени он стал частью американского мейнстрима".
Второе значение победы кандидата республиканцев, на чем делают упор сторонники Трампа, это не его, а ее исключительность, и профессор Курт Николс подчеркивает, что такого еще не было. Победа Дональда Трампа может легитимизировать новую "эпоху популизма" нашей политики при доминирующей Республиканкой партии. В рамках цикличности это означало бы, что у президента Обамы была возможность начать новую эпоху правления прогрессистов, но у него это не получилось. Аналогичным образом "эпоха Рейгана" прервалась на неудавшемся втором сроке президентства Буша-старшего, но Обама и его демократы Конгресса не смогли утвердить себя, дав возможность зародиться следующей эре американской политики во главе с самым неожиданным персонажем по имени Дональд Джей Трамп.
"Американская политика проходила через эпохи, - заявил политолог-цикловед Курт Николс, - и в будущем, вероятно, продолжит то же самое". По его просвещенному мнению, если вам не нравится политик, который оказался у власти, не отчаивайтесь: колесо изобрели только для того, чтобы оно крутилось. А молодой Иосиф Бродский, строки из "Пилигримов" которого я процитировал выше, продолжил их так: "И значит, не будет толка от веры в себя да в Б-га… И значит, остались только иллюзия и дорога".