Читайте также
Как отмечает ряд израильских русскоязычных СМИ, мы являемся свидетелями ценностного конфликта между алией из России последних нескольких лет и большой алией 90-х. Заговорили об этом громко в связи с инцидентом, который произошел на презентации последнего номера "Иерусалимского журнала". Поэт Игорь Иртеньев публично дал пощечину писателю, поэту и переводчику Алексу Тарну. Иртеньев объяснил такое свое поведение тем, что Тарн написал гнусность о его жене - журналистке и писательнице Алле Боссарт. Как правильно отмечают многие, этот инцидент, на самом деле, является не частным делом двух повздоривших поэтов, а проявлением давно назревавшего столкновения двух групп русскоязычных израильских литераторов, представляющих разные системы ценностей.
Для одной части, назовем их "новичками", главными ценностями как при жизни в России, остаются западноевропейские ценности - либерализм, права человека и меньшинств. Для другой же группы, которых можно называть "старожилами", главными ценностями стали сильный Израиль, патриотизм, чувство ненависти к действительным и мнимым его врагам, прежде всего, к арабам и исламскому миру, а также к израильскому левому лагерю и его европейским и американским "покровителям".
Об Алексе Тарне мне уже доводилось писать. Он является ярым приверженцем идеологии израильского ура-патриотизма и огульной ненависти ко всем левым силам в мире. Тарн умышленно, не делая никаких различий, объединяет всех - фашистов, сталинистов, социалистов разных мастей, европейских социал-демократов и демократов США. Это один из его методов. Он убежден, что все социалисты, в том числе и социал-демократы западных стран – очередные Сталины и Гитлеры. Поэтому он призывает судить их всех - даже если они вообще не преступали закон - за то, что они привержены социалистической идее. “Они – не "левые", они – подлецы…” или “Левый значит подлый …”. Разве нормально такое писать? Вот еще один перл господина Тарна: “Нужно понять: речь идет не просто о другой "системе взглядов", но о страшной чуме… Нужно заявлять об этом во всеуслышание на каждом углу, на каждой странице, пока нормальные люди не станут испытывать тошноту при звуке слов “социалист”, “анархист”, “коммунист” – точно такую же тошноту, какую они испытывают уже, слыша слово “фашист”. Тарн объявляет “левизну” всемирным Злом и призывает к “крестовому походу” против него. Если бы он говорил только о небольшой группе левых маргиналов, это еще как-то можно было понять. Но, согласно Тарну, все “леваки” вымазаны одной черной краской, и все они являются одинаковыми “ублюдками”.
Ответ Алекса Тарна Владимиру Идзинскому
Тарны, как явление, это продукт "русского мира", характерными представителями которого они являются, и который они привезли с собой в Израиль. Да, израильский русскоязычный сектор является частью "русского мира" и русской культуры, со всеми положительными и отрицательными ее свойствами. У части русскоязычных израильских интеллектуалов, как и у некоторых их российских коллег, мы часто замечаем удивительное соседство ума, эрудиции, знаний в одних областях и глубокого невежества в других, когда желание защитить свою страну соседствует с ненавистью ко всем чужим и пренебрежением к гуманизму и либеральным ценностям. Будучи в СССР частью слабого меньшинства, они с уважением относились к борьбе за права человека, были солидарны с прогрессивной Европой, выступали против национализма, расизма и притеснения национальных меньшинств. Переехав в Израиль и присоединившись к сильному большинству, они резко изменили свои пристрастия, с ненавистью говорят об израильских левых и национальных меньшинствах, ругают загнивающую Европу, пренебрежительно относятся к либеральным ценностям и поддерживает ограничение деятельности правозащитных организаций.
И как я уже писал, так же, как российская действительность несовместима с нормальной жизнью, как верно пишет об этом сам Тарн, так и его собственные публицистические писания не совместимы с нравственностью. Это лишний раз подтверждается его недавним и ставшим уже известным манифестом. В этом программном тексте Тарн пугает и шантажирует своих оппонентов: "Не делайте только одного, ради вашей же безопасности: не трожьте гадкого израильского национал-патриотизма. Потому что на этой отвратительной (с вашей точки зрения) гадости стоит не только здешняя государственность, но и зачастую неосознанный raison d'etre каждого отдельно взятого израильского индивида. И если удар по первому вам еще худо-бедно простят, то за второе попросту перегрызут глотку. А оно вам надо?" Кто дал ему право говорить от имени всего Израиля? Почему он думает, что такие как он и только они – это и есть Израиль?
Я, как и многие другие, питаю отвращение к выяснению отношений насильственными методами. Но пощечину Тарну я рассматриваю как удар по отвратительному явлению. Теперь у меня, приехавшего в Израиль в 90-х, есть надежда, что с прибытием новой алии соотношение сил в русском секторе начнет меняться, что привычную атмосферу зашкаливающего ура-патриотизма освежит ветер гуманизма. Если в ивритоязычном секторе есть достаточно много либерально настроенных граждан, придерживающихся западноевропейских ценностей, то в русскоязычном секторе эта часть почти не представлена. Я рад, что в лице новой алии в нашем полку прибыло. Дорогие друзья из последней алии – люди с универсальными, западноевропейскими ценностями, мы в вас нуждаемся и давно ждем. Добро пожаловать!