Zahav.МненияZahav.ru

Пятница
Тель-Авив
+27+20
Иерусалим
+26+15

Мнения

А
А

"От мировых проблем не отгородиться забором"

Фааборг-Андерсен - необычный посол. И встреча с ним лишь внешне напоминала то, что обычно происходит на таких мероприятиях, когда одна сторона задает предсказуемые вопросы, а другая дате ответы, в которых не за что зацепиться.

01.10.2016
Источник:mnenia.zahav.ru
Zahav.ru mnenia.zahav.ru

"Если вы ждали, что столкнувшись с волной беженцев, Европа побежит в Израиль измерять высоту пограничного забора, чтобы построить такой же, то этого не будет". Так заявил на встрече с русскоязычными журналистами посол Евросоюза в Израиле Ларс Фааборг-Андерсен.

От протокольных дипломатических встреч обычно многого не ждешь. Но Фааборг-Андерсен - необычный посол. И встреча с ним лишь внешне напоминала то, что обычно происходит на таких мероприятиях, когда одна сторона задает предсказуемые вопросы, а другая дате ответы, в которых не за что зацепиться.

Разницу я бы определил так. Беседуя с Ларсом Фааборг-Андерсеном, не чувствуешь, что с тобой говорит человек, многократно превосходящий тебя в умении ускользать от ответов на прямые вопросы и изобретать обтекаемые формулировки. Хотя, чего еще ждать от карьерного дипломата с более чем 30-летним стажем, с опытом работы в ООН? Но Фааборг-Андерсен своим ответом дает нам понять другое, - что мы недооценили всю сложность ситуации. И это уже заявка на интересный разговор, потому что, ведь, и претензии израильтян к Евросоюзу сводятся к тому, что Европа принципиально и злонамеренно недооценивает всю сложность ситуации, в которой оказался Израиль. И пытается заставить нас играть по правилам, которые в наших краях не работают и работать не будут.

Может быть, это потому, что Фааборг-Андерсен еще в далеком 1976 году побывал в Израиле - волонтером в кибуце Неот Мордехай. В 2014 году накануне операции "Несокрушимая скала" он посетил Ашкелон. Приблизившись на моторной лодке морской полиции к самым границам сектора Газы, он удивленно воскликнул: "Это же рядом!" (Подлетное время ракеты до Ашкелона - 30 секунд).

- Евросоюз решительно осуждает обстрелы, - заявил он на встрече с журналистами. - Я люблю и уважаю Израиль. Когда дети привыкают к бомбоубежищам, это страшно, и с этим невозможно смириться.

Ларс Фааборг-Андерсен. Фото: Вадим Найман

В его словах не было ничего выходящего за рамки дипломатического протокола. Но в тот же день, через несколько часов после того, как он покинул Ашкелон, на юге Израиля разорвалось больше 100 ракет. Посетить приграничный израильский город с визитом солидарности в такой день - это жест. Такое не забывается.

Но есть дипломаты и есть дипломатия. И если кто надеялся, что назначение послом человека, который не боится сказать "Я люблю Израиль" означает сдвиг в традиционной европейской политике отказа считаться с ближневосточной спецификой, то эти надежды отодвигаются в неопределенное будущее. Посол Евросоюза обязан представлять интересы прежде всего Евросоюза. Пришедшие на встречу журналисты это понимали. Вопросов на самую скандальную тему - о маркировке поселенческой продукции на территории Евросоюза, - не было. Фааборг-Андерсену не пришлось в очередной раз объяснять, что маркировка товаров - это вовсе не призыв к бойкоту, а так, информация, - под естественные в данном случае ядовитые улыбки и язвительные комментарии.

С другой стороны, Европа сама меняется. Настанет ли день, когда там начнут смотреть на нас не как на "оккупантов", а как на успешный проект "виллы в джунглях"? Вот, что нам хотелось услышать от Ларса. И казалось, именно сейчас появились основания, потому что посол представлял на этой встрече уже не совсем ту объединенную Европу, что в 2013 году, когда его назначили. Евросоюз покинула Великобритания, и первый вопрос был об этом. Фааборг-Андерсен признал, что это самый серьезный вызов Евросоюзу за время его существования. Но призвал не драматизировать ситуацию:

- Пока что много шума, но реально ничего еще не сделано. Тереза Мэй выступает с решительными заявлениями, но Великобритания так и не задействовала 50 статью Лиссабонского договора, регламентирующую формальный выход из содружества. Есть технические проблемы, которые непонятно, как решать. Что, например, делать с 4500 британских сотрудников структур Евросоюза?

Фааборг-Андерсен выразил надежду, что Великобритания в итоге станет для Евросоюза кем-то вроде Норвегии. Но предупредил:

- Евроскептицизм понятен, особенно в связи с проблемой беженцев. Но если кто-то в Великобритании полагает, что выйдя из Евросоюза, она сможет стеной отгородиться от беженцев, то такой стены в современном мире воздвигнуть невозможно.

- А Вы в Евросоюзе готовы иметь дело с независимой Шотландией, которая хочет остаться?

- Евросоюз - достаточно гибкая структура, у нас много различных форматов членства, в том числе, есть такой, который подойдет Шотландии, удовлетворив желание ее жителей остаться в ЕС и оставив за скобками вопрос о ее суверенитета.

- Раз уж заговорили о беженцах. Дайте оценку действиям израильского правительства в отношении мигрантов. Изменилась ли она в свете сегодняшней ситуации с мигрантами в Европе?

- Злорадство, которое можно наблюдать в Израиле по поводу затопившей Европу волны нелегалов, совершенно непонятно, Многие ожидали, что, испугавшись волны беженцев, европейские лидеры толпой побегут в Израиль - измерять высоту возведенного вами пограничного забора, чтобы построить такой же. Кто-то - да, побежал. Но это не основной тренд. Оценка Евросоюза не изменилась. В Европе считают израильскую практику в отношении беженцев неоправданно "рестриктивной" - запретительной. Мы поражены, что Израиль только сейчас заинтересовался европейскими практиками проверки данных, предоставляемых соискателями статуса беженца. Израиль подписал конвенцию о статусе беженцев в 1951 году. Но у вас крайне неохотно рассматривают эти дела, а получивших статус беженца можно по пальцем пересчитать. А ведь у вас их не так много, как в Ливане, Иордании, Турции и Египте. Беженцы - глобальный феномен нашего времени, заборами от них не отгородишься. Страны должны договориться и равномерно распределить между собой это бремя. Возможно, и Израилю в рамках какого-то договора придется добровольно принять у себя больше беженцев. Мы у себя одновременно пытаемся ограничить поток беженцев и адаптировать в Европе тех, кто прибыл. Но основной путь - улучшение ситуации в странах исхода. Евросоюз вкладывает в это все больше средств. И есть еще проблема. Общая сумма зарплат, которые отсылают на родину беженцы из Африки, иногда превосходит национальный доход многих африканских стран. Если поток беженцев иссякнет, это ударит по экономике этих стран, а они не готовы смириться с утратой части национального дохода и требуют от Евросоюза компенсации. Но мы работаем и над этим…

…Вот хороший пример того, как много умеет Фааборг-Андерсен сказать в одном ответе! Оставаясь формально на традиционной позиции порицания Израиля, он фактически признал то, о чем мы уже много лет кричим всему миру: миграция - это прежде всего коммерческое предприятие, она раздувается искусственно. И хорошо виден тупик, в котором скоро окажется Евросоюз. Здесь каждое слово заслуживает комментария. Но встреча не могла быть посвящена только одной теме. Много говорили о Сирии. Ларс отрицательно ответил на вопрос, не считают ли в Евросоюзе, что Израиль "переметнулся" от Обамы к Путину:

- Россия стала важным региональным игроком, и Израиль не может этого не учитывать. Но российские действия в Сирии проблематичны. С одной стороны, Россия борется с терроризмом, пытаясь заполнить вакуум, оставленный США. Но при этом навязывает всем ложный выбор между режимом Асада и ИГИЛ и наносит удары по умеренной оппозиции. Господину Путину самому придется ответить на ряд вопросов по поводу терроризма, - касательно востока Украины.

- Возможна пакетная сделка, увязывающая ситуацию на востоке Украины с ситуацией в Сирии?

Господин посол ответил отрицательно и добавил, что в Европе серьезно относятся к российской военной угрозе. При этом он имел в виду не только армию, но и Газпром, весьма непочтительно употребил, применительно к России, выражение сенатора Джона Маккейна "бензоколонка".

Ларс Фааборг-Андерсен. Фото: Вадим Найман

Читайте также

- Координатор Евросоюза по борьбе с террором Жиль де Кершов заявил о недопустимости "израилизации" борьбы с террором в Европе. Что он имел в виду?

- Когда девочка-подросток бросается с ножом на солдат, - это тоже теракт. Да, я называю ее террористкой. Но согласитесь, что противостоять такой террористке - не то же самое, что противостоять боевикам ИГИЛ. - ответил посол. Но из дальнейших его слов следовало, что "израилизацией" де Кершов назвал не отсутствие у нас такой "шкалы", по которой можно измерять степень опасности террористов, а нечто другое. Насколько можно было понять, - то, что Израиль в борьбе с террором делает ставку только на силовые методы, а "надо искать корни проблемы". То, что в Париже был теракт, не отменяет израильских проблем зоны "С".

- Прокомментируйте недавнее заявление Махмуда Аббаса о том, что в год столетия принятия декларации Бальфура о предоставлении евреям национального очага в Палестине, Великобритания должна принять ответственность за палестинскую "Накбу".

- Лучше бы Аббас объяснил с трибуны ООН, почему палестинцы отвергли план урегулирования, предложенный Квартетом. Что касается декларации Бальфура, то именно благодаря ей возникли предпосылки для создания палестинского государства, как и еврейского, - еще в 1948 году.

- Как Вы относитесь к недавнему "научному открытию" ЮНЕСКО об отсутствии исторической связи евреев с Храмовой горой?

- Евросоюз не член ЮНЕСКО. Их декларации нас ни к чему не обязывают, и мы за них не в ответе. Я, конечно, с этим не согласен и знаю, что многие европейские страны были против.

Не мог господин посол не коснуться печальной темы - кончины Шимона Переса. Пресс-релизы от имени главы Европарламента Мартина Шульца и комиссара по иностранным делам Федерики Могерини были розданы загодя. Под конец встречи я спросил, не появились ли за время пребывания Ларса Андерсена в Израиле в его лексиконе слова "Иудея" и "Самария", взамен выражения "Западный берег реки Иордан", принятого в европейских СМИ. Дипломат ответил твердым "нет". Но до завершении каденции ему еще больше года, так что можно надеяться, что мы услышим, в связи с его именем, еще немало интересного. И это, кстати, не ирония.

Комментарии, содержащие оскорбления и человеконенавистнические высказывания, будут удаляться.

Пожалуйста, обсуждайте статьи, а не их авторов.

Статьи можно также обсудить в Фейсбуке