Zahav.МненияZahav.ru

Пятница
Тель-Авив
+24+14
Иерусалим
+22+11

Мнения

А
А

Мир блюза и любви

Она - из страны с драматичной историей (а что, бывают другие страны?). Он - русский израильтянин. Журналист. Границы и вокзалы, политика и клише сознания - все в орбите этой истории. Мыв снова идем в театр - на русский-израильский спектакль.

20.02.2012
Источник:mnenia.zahav.ru
Zahav.ru пресс-служба

Читайте также

…Она - из страны с драматичной историей (а что, бывают другие страны?). Он - русский израильтянин. Журналист. Границы и вокзалы, политика и клише сознания - все в орбите этой истории. Мыв снова идем в театр - на русский-израильскийспектакль.Точнее - на израильский спектакль на русском языке.Пьеса, написанная Марком Котлярским («Блюз уходящего дня» - такое у нее название), это история о любви. И о разнице в ментальности (может, ментальность - просто псевдоним ангела-хранителя каждой отдельно взятой страны, каждого народа?..). О бурном живом сердце и жесткой линии корсета-социума, всех и вся усмиряющего. О людях, желающих жить осмысленно, духовно. О наших современниках. О людях из разных миров. Опять о любви, о любви - и о тех препонах, которые ей чинят мир, социальные системы. Новый спектакль по новой пьесе - тема этих заметок.

Марк Котлярский - наш коллега, журналист. Человек из области политики, и из книжной сферы. На его счету уже восемь книг (четыре - собственные, четыре - написанные в соавторстве). «Как ты сам относишься к своим текстам?»- спросила я у писателя.

- Что-то из них - баловство журналиста, но есть и те, к которым я отношусь очень серьезно.

- А пьесы? Это так трудно - придумать нечто, составить фразы, а потом, после их скажут¸ проживут на сцене другие люди, не ты - и никак с тобой не связанные…

- Я долго примерялся к драматургии. Первую свою пьесу - «Рика и ее тени» я писал около шести лет. И мне было чрезвычайно лестно, когда режиссер Саша Каплан поставил ее в Иерусалиме, перемешав с пьесой лауреата Нобелевской премии Дарио Фо… «Рика» возникла из новеллы «Оборотень». Это была история о женщине, которая пережила потерю любви, страдала, не могла залечить свои раны, а потом в интернете познакомилась с человеком, который как-то ее к себе очень расположил. Они начали общаться, она, которая прежде никогда не знакомилась по интернету, ощутила к нему тепло, у нее произошло какое-то душевное движение. Они не виделись, но что-то уже возникло. А однажды ночью она вдруг припомнила, что этот интернет-собеседник в разговоре упомянул строку из песни, которая была для нее и ее прежнего возлюбленного неким их тайным кодом…

- Вот откуда это название, «Оборотень»…

- «Рику» собираются переводить на финский язык, о ней идут переговоры с несколькими театрами… А мой друг, режиссер Виталий Новик, который прочел новеллу «Снег и пепел», предложил сделать по ней инсценировку. Мы обращались к нескольким драматургам, делали разные пробы - и в результате мы пошли своим путем. Вышла пьеса. И Виталий Новик ее поставил. В пьесе заняты очень хорошие, талантливые, на мой взгляд, недооцененные актеры - Анна Стефан и Борис Шиф. Спектакль называется «Блюз уходящего дня». И все, что происходит, предстает в ритмах джаза. Через джаз.

-Ты любишь эту музыку?

- Да, джаз - как энергетический напиток…

- И кто герои?

- Он - русскоязычный израильский журналист. Она - женщина из России.

- Любовь разбилась о границы?

- Можно сказать и так.

- Значит, ты не согласен с тем, что для истинной любви нет законов и запретов?

- Этот лозунг - из репертуара штампов. Я не люблю штампы! Моя история - о невозможности гармонии, безоблачного сосуществования людей из различных социальных систем. Эти люди уже не понимают друг друга. Мир закостенелый и мир свободный не уживутся вместе!..

- ..это мы-то - свободный мир?

- Да, я в этом убежден! Хотя - пьеса закачивается знаком вопроса. Я думаю, мне повезло, что в спектакле заняты такие прекрасные актеры, они восприняли работу всей душой, примеряли ситуацию на себя, искали ответы. И с режиссером мне повезло: Виталий Новик - смелый человек, человек с театром в крови. Беспокойный, ищущий, целеустремленный. Прожив десять лет в Германии, он приехал в Израиль, начал работать и жить интересной, яркой жизнью, он ставит, он строит, делает свой театр.

- Скажи, это немного автобиографическая история? Не бойся, твоя жена Марина нас не слышит…

- Ну, все, о чем пишем, наша биография…

- Ты сейчас работаешь в партийной команде, очень занят, когда же ты пишешь?

- Всегда. Ночью. В автобусе. С Новиком мы прошли - и проходим!- длительный этап работы, спорим, меняем, снова спорим…

Мы делаем бесконечное количество вариантов. Спектакль у нас вышел, можно сказать, режиссерский.

- Есть место на земле, где тебе хорошо?

- Мне комфортно в Израиле. Я ведь видел другие страны¸ объездил всю Европу. Нигде нет такого покоя и комфорта, как здесь.

- А что нам мешает быть еще лучше? Что мешает евреям в их стране?

- Системный кризис. Наше отношение к образованию, к культуре. Это просто дикость, когда евреи, создавшие в прошлом одну из самых прогрессивных систем образования, сегодня берут для себя пример у кого угодно, слизывают глупости у американской, другой какой-то школы - и не желают вспомнить, что у них у самих были такие прекрасные достижения в этом вопросе! Я знаю пожилых людей, учившихся еще в «хедере» - их знания равны некоторым университетским степеням, если не выше!

- Но ты полон оптимизма?

- Еще какого!У нас много всего есть! В том числе - колоссальный культурный процесс, невероятное движение вперед в театре, потрясающая актерская школа. Я очень люблю наших актеров -таких в мире просто нет, нигде. Шломо Бар-Аба, Гила Альмагор, Зеэв Ревах, Оля Шур-Селектар- и еще многие и многие, которыми бы нам хорошо научиться гордиться! А те, кто ушел, кто осветил мир нашего искусства, такие, как Моско Алкалай, это же был гигант, скромный, великий, смешной, трогательный! Он в картине Арика Каплуна «Друзья Яны» сыграл роль без слов, и как сыграл!

-И чего бы ты хотел в этом «вареве» для себя?

- Чтобы меня играли на иврите тоже! Но это уже из разряда мечтаний…

Мы прощаемся. Гул затих. Театр Марка Котлярского-Виталия Новика начинается. Спектакль «Блюз уходящего дня» вышел на подмостки.

Комментарии, содержащие оскорбления и человеконенавистнические высказывания, будут удаляться.

Пожалуйста, обсуждайте статьи, а не их авторов.

Статьи можно также обсудить в Фейсбуке