Читайте также
Даже после вероятной победы на референдуме о членстве ЕС Великобритании сторонники Евросоюза не смогут перевести дух. Евроскептики хотят провести такие же референдумы во всех странах, входящих в объединенную Европу. Причем, у них в отличие от сторонников единой Европы имеется план действий, и их шансы на развал Евросоюза представляются не такими уж и призрачными
Первой о проведении референдума о членстве в ЕС во всем союзе сказала в интервью французскому телеканалу TF1 Марин Ле Пен. Она уверена, что примеру Великобритании должны последовать все члены Евросоюза. Марин обещает провести такой референдум во Франции в первые же шесть месяцев после президентских выборов 2017 года, если, конечно, одержит на них победу.
«Я прошу провести референдум во Франции,- приводит слова лидера французской партии «Национальный фронт» сайт EurActiv.com.- Каждый член ЕС должен иметь право высказаться на референдуме».
По большому счету, идея проведения референдумов во всех 28 членах Евросоюза не нова. Проще всего сделать это в Голландии, где для проведения такого народного волеизъявления необходимо собрать не менее 300 тыс. подписей. И где, кстати, позиции ероскептиков очень сильны.
У Франции, по словам Марин Ле Пен, намного больше причин для выхода из Евросоюза, чем у Британии. Франция входит также в еврозону и Шенгенскую зону, которые, уверена Марин, только мешают французам нормально жить. Естественно, она, если бы была подданной королевы Елизаветы II, проголосовала 23 июня за выход королевства из ЕС.
Мейнстримовские французские политики после референдума 2005 года, когда французы проголосовали против проекта новой конституции ЕС, очень боятся проводить национальное голосование по общеевропейским вопросам. Между тем, 53% опрошенных учеными Эдинбургского университета 10 марта 2016 г. французов высказались за проведение референдума о членстве Франции в Евросоюзе.
После убедительных побед на выборах мэров в самых крупных итальянских городах: Риме и Турине лидер движения «Пять звезд» Беппе Грилло вновь призвал провести в Италии референдум о членстве в Евросоюзе. Кроме этого, движение хочет провести референдум по евро. В «Пяти звездах» предлагают ввести в Европе две валюты: одну для северной, а вторую для южной Европы.
Все референдумы в Италии носят консультативный характер, потому что итальянские законы не разрешают отменять международные договоры на основании волеизъявления народа. Тем не менее, победа противников евро и членства Италии в Евросоюзе станет недвусмысленным сигналом для правительства Италии о настроениях народа.
«Мы хотим провести консультативный референдум по евро,- сказал вице-президент нижней палаты парламента Луиджи Ди Майо в интервью сайту EurActiv.com.- В своем сегодняшнем виде евро не работает. Мы должны ввести альтернативные валюты или евро-2».
Ди Майо, кстати, считает, что сам факт, что такое государство, как Великобритания, проводит подобный референдум, говорит о том, что Евросоюз потерпел неудачу. Лидер Партии независимости Соединенного Королевства и один из главных сторонников выхода Британии из ЕС Найджел Фараж полагает, что выборы столичным градоначальником первой женщины станет началом распада объединенной Европы.
Противники членства в ЕС настроены решительно и знают, что им делать дальше – проводить референдумы и разваливать союз изнутри. У главных же защитников Евросоюза, канцлера ФРГ Ангелы Меркель и президента Франции Франсуа Олланда, совместного плана дальнейших действий, похоже, нет. Они обсуждают его с февраля, т.е. уже почти пять месяцев, но к единому мнению до сих пор не пришли.
Мало того, Париж и Берлин придерживаются разных взглядов на то, как должна развиваться объединенная Европа после британского референдума. Олланд хочет укреплять зону евро, в которой рассчитывает на лидерство. Меркель считает, что действовать необходимо в масштабах всего союза, состоящего из 28 членов, а не только зоны общеевропейской валюты, в которую входят 19 стран.
«У них разные приоритеты,- объяснил в интервью агентству Bloomberg причину разногласий экс-премьер Италии Энрико Летта.- У Германии главная проблема – мигранты, а у Франции – экономика. Может так получиться, что восстановление европейского единства произойдет лишь после немецких выборов осенью 2017 года».
В Брюсселе утверждают, что план совместных действий будет принят на саммите ЕС, который пройдет 28-29 июня. Об этом в частности заявил на прошлой неделе председатель Евросовета Дональд Туск. Однако, учитывая, что две главные экономики еврозоны не могут договориться по главному вопросу между собой, верится в это с трудом.
«В любом случае,- подчеркнула профессор международных отношений Вюрцбургского университета Жизела Мюллер-Брандек,- мы сначала окажемся в крайне опасной и нестабильной ситуации. Вместо перезагрузки, которая нужна Европе, нас ждут долгие месяцы нестабильности».