Читайте также
Результаты региональных выборов в Соединенном королевстве показывают, что риск Brexit'а не столь велик, как ожидалось
Результаты местных выборов, состоявшихся в Великобритании 5 мая, свидетельствуют, что островная монархия не готова выйти из состава Европейского союза. Волеизъявление показало, что политические объединения и кандидаты, поддерживающие Brexit, пользуются поддержкой лишь меньшинства избирателей и не демонстрируют положительной динамики.
В Шотландии победу одержали сторонники Европы из "Шотландской национальной партии" (ШНП), не столь давно потерпевшие поражение, в Лондоне проиграл миллиардер Зэк Голдсмит, на протяжении двух десятилетий безрезультатно выступающий за выход из ЕС. В большинстве регионов королевства существенно ослабли позиции лейбористов - партии, лишь в последний момент осудившей Brexit. Положение премьер-министра Дэвида Кэмерона - политика, выступающего за сохранение королевства в рамках объединенной Европы, напротив, укрепилось.
Поражение тех, кто считает, что Великобритания лучше справится в одиночку, а не в составе ЕС, особенно очевидно в Шотландии, где победу на местных выборах одержала ШНП, националистическая партия, по инициативе которой в 2014 году состоялся референдум о независимости региона. Несмотря на понесенное тогда поражение (44%) сторонники независимости смогли оправиться и спустя два года заручились поддержкой 46.5%. Лейтмотив кампании ШНП: если победу одержат сторонники Brexit'а, Шотландия сможет провести новый референдум о независимости. Но результаты выборов свидетельствуют о том, что подобная возможность, скорее всего, останется только в теории.
В отличие от 2014 года, шотландские националисты на этот раз оказались тактическими союзниками Кэмерона, а их общим противником выступили лейбористы. После оглашения итогов волеизъявления премьер-министр поздравил главу ШНП Николу Cтарджен. Подтекст жеста Кэмерона: лейбористы, традиционно сильные именно поддержкой в Шотландии, оказались существенно ослаблены поражением именно в этом регионе. В политическом объединении не скрывают своей досады и, по неподтвержденным данным, уже готовят замену на высшем посту: в отставку может уйти лидер партии Джереми Корбин, "слишком левый" политик, известный, в частности, доброжелательными высказываниями о России. Сам Корбин, впрочем, заявляет, что останется на своем посту.
Точно так же, как и в Шотландии, в Лондоне, предвыборная кампания строилась кандидатами вокруг вопроса о членстве в Евросоюзе и велась в контексте противостояния между консерваторами и лейбористами. Фаворит гонки, сын мигрантов 45-летний Садик Хан, представляет лейбористскую партию, но, в отличие от "слишком левого" Корбина, ее умеренное крыло, готовое сотрудничать с консерваторами. Как и их лидер Кэмерон, Хан уверенно выступает против выхода из Евросоюза. В поддержку Хана выступили мигрантские общины британской столицы, насчитывающие несколько миллионов избирателей.
Вторая к ряду победа противников Brexit'а заставляет говорить о тенденции. Сторонникам Brexit'а не удается убедить в целесообразности своей программы этнические и конфессиональные меньшинства - будь то в Лондоне или в Шотландии, и они мобилизуются на поддержку Евросоюза.
Но если в Шотландии еврофилия соединилась с местным достаточно консервативным национализмом, в британской столице поддержку ЕС оказали потомки мигрантов.
Избрание мусульманина Садика Хана на пост мэра Лондона - этапное событие в истории Великобритании, поскольку впервые столицу Соединенного королевства возглавил сын мигрантов, не имеющий отношения к христианской культуре. В ходе предвыборной кампании Хан называл себя "кандидатом разнообразия" в городе, 12% жителей которого являются приверженцами ислама. Защищаясь от "ксенофобких" замечаний по поводу своей веры, он сделал акцент на социальных проблемах, в частности, на доступности жилья. Защиту необеспеченных Хан сумел связать с темой Brexit'а: выход из ЕС он назвал инициативой "финансовых кругов и банкиров Сити".
Оппонент Хана сторонник выхода из Европы Зэк Голдсмит предпринял попытку разыграть антиисламскую карту, но не добился успеха. Главный аргумент против Хана, выдвинутый Голдсмитом: поддержка, которую тот оказал радикальному исламскому проповеднику Азаму Тамими, в 2006 г, грозившему Западу "всемирным пожаром, если карикатуристы, изображающие пророка Мухаммада, не остановятся". Новый мэр Лондона вступился тогда за исламиста, призвав отнестись к его словам как к "высокопарной фразе". Голдсмит сосредоточился на этом эпизоде, обвинив Хана в ни на чем не основанной терпимости к исламистам, но тот нашел действенный способ продемонстрировать свою умеренность, причем не отказываясь при этом от ценностей ислама: отказал в поддержке своему однопартийцу экс-мэру Лондона Кеннету Ливингстону.
Кеннету Ливингстон, популярный в прошлом политик, написал в соцсети, что "Гитлер прежде чем совершить геноцид евреев, покровительствовал сионизму". Партия лейбористов, в которой состоял Ливингстон, проголосовала за его исключение, и одним из первых был Хан. Точно так же он осудил и другого своего однопартийца Назима Шаха, призвавшего репатриировать израильтян в США, и по совокупности двух этих демаршей окончательно убедил жителей Лондона в своей умеренности.
Успех Садика Хана, шотландских националистов, а также Консервативной партии Дэвида Кэмерона, демонстрирует контуры причудливого альянса, который, скорее всего, позволит сохранить Великобританию в составе Европейского союза. Все к настоящему времени указывает на то, что референдум о выходе Соединенного королевства из ЕС, назначенный на 23 июня, превращается в формальность.