Zahav.МненияZahav.ru

Пятница
Тель-Авив
+28+18
Иерусалим
+25+16

Мнения

А
А

Конституционная теократия ("Тазриа")

Словосочетание "Государство галахи" многих не на шутку пугает, во всяком случае, рисуется малопривлекательной утопической диктатурой. Основания для этих страхов, безусловно, имеются.

07.04.2016
מערכת וואלה! צילום מסך

Читайте также

В недельной главе "Тазриа" сказано: "Если женщина зачнет и родит мальчика, то она нечиста будет семь дней, как во дни отлучения ее по обычной болезненности ее будет она нечиста. А в день восьмой пусть обрежут крайнюю плоть его" (12:1-3). 

Как известно, заповедь обрезания была дана еще Аврааму: "И поставлю союз Мой между Мною и тобою и между потомством твоим после тебя в роды их, в союз вечный, чтобы быть Богом тебе и потомству твоему после тебя. И дам тебе и потомству твоему после тебя землю твоего пребывания, всю землю Кнаанскую, во владение вечное; и буду им Богом. И сказал Бог Аврааму: ты же соблюди завет Мой, и ты, и потомство твое после тебя в роды их. Вот завет Мой, который вы должны соблюдать между Мною и вами, и между потомством твоим после тебя: обрезан да будет у вас всякий мужчина. Обрезывайте крайнюю плоть вашу: и сие будет знаком союза между Мною и вами. Восьми дней от рождения да будет обрезан" (17:7-12). 

Казалось бы, в главе "Тазриа" заповедь обрезания просто вкратце повторяется, как не раз повторяются многие другие заповеди, например, заповедь соблюдения субботы. Однако это не единственное понимание соотношения двух этих фрагментов. Куда естественней усмотреть в них сообщение о двух разных заветах. 

Идентичные между собой знаки - обрезание крайней плоти - на деле являются знаками двух различных союзов. Один союз, заключенный между Богом и Авраамом, подразумевает принадлежность потомков Авраама Богу и дарование им земли Канаан. Другой союз, заключенный с этими потомками на Синае - предполагал исполнение этими потомками законов Торы, лишь одним из которых стал завет обрезания. 

Тору получил народ уже наличествующий, и уже имеющий предписание совершать "брит милу". Даровав Тору, Всевышний не ввел другого знака союза, но использовал первый, однако это не значит, что союзы эти тождественны. Они живут независимыми жизнями. 

И обрезание, и завет с землей при получении Торы подтвердились ("уставы и законы, которые вам надлежит бережно исполнять в земле, которую дал Господь, Бог отцов твоих, тебе для владения ею" (Двар 12:1), но они остались при этом все же двумя разными союзами. 

Со ссылкой на наличие двух заветов, Махараль в книге "Нецах Исраэль" показывает, что избавление связано с восстановлением власти евреев в земле Израиля безотносительно к исполнению ими Торы. 

И это очень важное обстоятельство, бросающее свет на события современной еврейской истории. Имено в силу того, что народ Израиля является не просто религиозной общиной (как это мыслят харейдим и как им вторят многие антисемиты), но именно народом, существующим вне связи с законами Торы, он смог возродить в прошлом веке еврейскую государственность в земле отцов. 

Рав Кук ("Орот Исраэль у-тхиято" 29) пишет, что избавление ("геула") вызревает по своим собственным законам, и что как первая "геула" была связана с Торой, так последняя связана с народом. Рав Ури Шерки, приведя в этой связи слова Писания: "Слово, что заповедал Он на тысячу поколений" (1 Диврей Аямим 16:15), поясняет, что само по себе человечество приблизилось бы к идеалам Торы только через тысячу поколений. Вручив Тору народу Израиля уже в 26 поколении (насчитываемых от Адама до Моше), Всевышний решительно сократил этот процесс. Иными словами, по первоначальному плану исход из Египта должен был сопровождаться лишь обретением национальной независимости, но не Торы. Сионизм, таким образом, явился компенсацией за произведенное Всевышним насилие над историей. 

Итак, согласно раву Куку, светский сионизм реализовался не как бунт против религии, но действовал в рамках ее прав и правил. Большинство израильтян (92%) делают обрезание своим новорожденным, но лишь меньшинство строго выполняет законы Торы (20%) И, по-видимому, сионизм состоялся именно за счет этой минимальной религиозной составляющей. 

Однако религиозный сионизм вовсе не считает, что исполнение Торы потеряло для евреев смысл и что государство Израиль навсегда должно оставаться светским. Напротив, рав Кук писал: "Вернется Устная Тора к своей силе, по постановлению Сангедрина, который воссядет в месте, которое изберет Бог... тогда мы будем уверены, что всякое новое явление будет короновано силой и святостью... ибо "Израиль посвящен Богу" (Игрот а реийа 1. 90). 

Это с одной стороны. С другой стороны, очевидно, что время светского сионизма ушло, что 13 сентября 1993 года на лужайке Белого Дома он подписал себе смертный приговор. Факт налицо, заключение соглашения с террористической организацией ООП надломило национальную волю Израиля, и если что-то еще способно ее возродить, так это исключительно религия. 

Сегодня пришло время отстаивать не столько национальные, сколько религиозного права еврейского народа, первым из которых является его право заселения всей Святой земли. 

Государство галахи 

Словосочетание "Государство галахи" многих не на шутку пугает, во всяком случае, рисуется малопривлекательной утопической диктатурой. Основания для этих страхов, безусловно, имеются, так как именно такой диктатурой видят ее также и многие ортодоксальные иудеи. Они ожидают буквального исполнения всех предписаний Торы, в том числе введение казней за нарушение субботы и даже только за приверженность философии Эпикура. Однако, такая химера не только не может быть воплощена, но даже и не может являться целью, согласно действующей галахе. 

Согласно действующей галахе, светские евреи (квалифицируемые не как "эпикоросы", а как "украденные младенцы", то есть как люди в иудаизме несведущие), не подлежат наказанию за ритуальные нарушения и имеют такое же право не соблюдать Тору в государстве галахи, как в демократическом Израиле ее имеют право соблюдать люди верующие. 

В вопрос этот необходимо внести некоторую ясность. Вполне возможна и желательна такая форма "государства галахи", в рамках которого Тора явится тем духовным стержнем, без которого нежизнеспособно никакое демократическое правление. Задавать ценностные ориентиры должна религия, однако демократические механизмы поддержания государственного устройства при этом не должны отменяться. Поэтому права тех, кто не считают себя обязанными выполнять заповеди, сколь бы незначительно число их не оставалось, должны быть соблюдены в полном объеме. 

Не так давно в статье, посвященной "молодежи холмов", я писал: "Продолжающееся удушение еврейского характера государства Израиль его насквозь левой юстицией не должно смениться удушением общих гражданских прав и свобод. Галаха и выработанные западной цивилизацией правовые нормы, при всех существующих между ними зазорах, вполне открыты к сотрудничеству. Сказано в мидраше "Брешит раба" (9:13): Израиль - это "очень хорошо", но и Рим это - "очень хорошо", так как Рим "уважает права творений" (имеется в виду Римское право). В отдаленной перспективе израильское общество вполне может прийти к конституционным формам аутентичной еврейской теократии". 

Это словосочетание - "конституционная теократия" может кому-то показаться в высшей мере абсурдным, может показаться не более осмысленным, чем словосочетание "круглый квадрат". Конституция может указывать место царю земному, но не Царю небесному. Богу нельзя сказать: до этого пункта Ты нам указываешь, а с этого мы Тебе! 

Но речь идет не об этом, речь идет о государстве, построенном на "четырех локтях галахи", оставшихся у Всевышнего после разрушения Храма ("После того, как разрушился Храм, нет у Всевышнего в этом мире ничего, кроме четырех локтей галахи" Брахот 8). Речь идет о государстве, основывающемся на "мертвом" Талмуде, а не на живом пророчестве. 

Пока пророчество не возобновилось; пока доносящиеся из Святая Святых слова Бога живого не транслируются в прямом эфире по всему миру; пока Его речь остается ужатой до "четырех локтей галахи", свобода совести сохраняется в полном объеме. Иными словами, согласно самой же галахе, ее власть должна быть именно конституционной. 

Однако такое государство создает условия для восстановления пророчества, для восстановления истинной абсолютной теократии, в которой уже действительно будут неукоснительно выполняться все требования Создателя, так как "полна будет земля знанием Бога, как полно море водами" (Ишайя 11.4.). Однако нет ничего наивней попытки предугадать, какими окажутся Его новые требования. Предоставим слово Богу живому.

Комментарии, содержащие оскорбления и человеконенавистнические высказывания, будут удаляться.

Пожалуйста, обсуждайте статьи, а не их авторов.

Статьи можно также обсудить в Фейсбуке