Читайте также
На этой неделе произошел знаменательный скандал из разряда тех, о которых в древних текстах говорили "Своя своих не познаша", а в современной поэзии: "Артиллерия бьет по своим".
Русскоязычные депутаты и русскоязычные СМИ вцепились в законопроект о праздновании в Израиле Дня Победы над нацистской Германией по еврейскому календарю с рвением, которое достойно лучшего применения.
Достаточно быстро предложение праздновать по еврейскому календарю вместо общегражданского вызвало протесты, которые убедили авторов инициативы в необходимости доработки закона. Но истерика "у русских отнимают День Победы", "ШАС против русских", "наших бьют" продолжалась. И каждый русскоязычный депутат изо всех сил пытался отметиться на этом поприще.
Действительно, идея, которая была оформлена в виде законопроекта израильской религиозной партии ШАС, получившая одобрение межминистерской комиссии по законодательству, была недостаточно четко сформулирована. Законопроект был ошибкой (кстати, его отозвали сами податели сей инициативы, дабы исправить ошибку, переработать законопроект и подать его снова). Но этого нельзя сказать о большом и важном проекте по внесению в еврейский календарь памятной даты.
Большинство русскоязычных израильтян впервые услышали имя Германа Захарьяева благодаря истерической травле инициативы партии ШАС по увековечиванию памяти сынов и дочерей нашего народа, погибших во время Второй Мировой войны - на фронтах, в подполье, в нацистских лагерях смерти. Но его деятельность по увековечиванию памяти павших и спасенных в годы Второй Мировой началась еще до предложения о введении еврейского Дня Победы, именуемого Днем Освобождения и Спасения. Помните мемориал в Натании, когда в Израиле появился свой памятник воинам-победителям? Приезд президента Путина в Израиль по этому поводу? В том, что это случилось, есть большая заслуга Российского еврейского конгресса (РЕК), одним из вице-президентов которого является Герман Захарьяев.
Он тратит много времени, усилий, средств на увековечивание памяти еврейских воинов, сражавшихся на полях битвы Второй Мировой. И поступает грамотно. Ведь невозможно просто так внести в календарь дату. Этому предшествовала большая работа, включавшая и консультации с видными раввинами во всем мире, и проведение академических мероприятий, и мобилизацию поддержки видных политических деятелей.
Победа во Второй Мировой войне была не только победой армий-союзниц антигитлеровской коалиции, но и победой еврейского народа, уцелевшего и освобожденного из нацистских лагерей смерти, спасенного от тотального уничтожения. Так почему бы нам не иметь и своей, еврейской даты памяти?
Инициатива внесения даты в еврейский календарь - может быть самая символическая, но не единственная. Не секрет, что многие еврейские воины не вошли в эту историю или вошли безымянными. До сих пор их внуки не знают, где покоится прах дедов. И Герман Захарьяев решил направить свои усилия и финансирование на обнаружение захоронений еврейских солдат, чтобы вписать их имена в историю победы. В вязи с этим был разработан план по установлению местонахождения могил бойцов, служивших в рядах армий-союзниц и в рядах Красной Армии.
В этом проекте задействованы все страны-союзницы антигитлеровской коалиции, которые предоставили исследователям, финансируемым Германом Захарьяевым, государственные архивы. По окончании проекта планируется проведение ежегодных церемоний памяти на территории стран-союзниц.
Ежегодно в День Освобождения и Спасения 26 Ияра европейские раввины, официальные представители государств Европы, участвующих в проекте, молодежь и студенты будут посещать военные кладбища, братские могилы, мемориалы еврейских солдат, примут участие в официальных церемониях памяти.
Параллельно, вместе с еврейскими организациями, молодежь и студенты посетят кладбища на территории Европы, где будут проведены поминальные мероприятия, чтение Каддиша. И на могилы будут возложены цветы и флаги "Дня освобождения и спасения".
Захарьяев и собранная им команда представляют глобальный проект. Они, например, предлагают реконструировать водружение флага победы над Рейхстагом. И чтобы это было сделано евреями.
Не символично ли, что потомки евреев, которых так и не смогла сломить и уничтожить нацистская машина смерти, пройдут праздничным маршем по Берлину, и апогеем этого шествия - на глазах у всей Европы, всего мира - станет водружение флага победы сыном еврейского народа?!
Еще одним важным моментом этого глобального проекта, который внесет в еврейский календарь новую дату памяти, станет и установление памятника в Москве. И, конечно же, церемонии памяти, освещение новых синагог внесением свитков Торы, написанных в память о погибших в этой проклятой войне сынах и дочерях нашего народа. И в назидание потомкам и всем народам мира.
Я перечисли не более четверти различных мероприятий, внутри инициативы Захарьяева. И вот со всем этим как-то не вяжется истерия последних дней вокруг законопроекта партии ШАС, который имел благую цель, но был неправильно сформулирован. И он будет подан снова, чтобы всем было понятно, что 9 мая у нас никому не отнять, и религиозным евреям тоже нужен День Победы - победы еврейского духа. Им нужен и День памяти, который ежегодно будет отмечаться 26 ияра - в День Освобождения и Спасения - во всем мире.
А главное, что плохого в том, что победу во Второй Мировой мы будем праздновать дважды в год? У каждого из нас есть две даты рождения - по грегорианскому и по еврейскому календарю. Даже у рождения Государства Израиль есть две даты - 14 мая 1948 года по грегорианскому календарю и 5 ияра 5708 года по еврейскому летоисчислению. По-нашему. Так почему бы нам не праздновать День Победы - так же, по-нашему?
А русскоязычным депутатам стоило бы заняться более важными делами, чтобы артиллерия не била по своим.