Читайте также
От человека до скота
В недельной главе "Бо" описывается последняя казнь - гибель первенцев: "И сказал Моше: так сказал Господь: "около полуночи Я пройду посреди Египта. И умрет всякий первенец в земле Египетской: от первенца Паро, который сидеть (должен) на престоле его, до первенца рабыни, которая за жерновами, и все первородное из скота. И будет вопль великий по всей земле Египетской, какого не бывало и какого не будет более. У всех же сынов Израилевых не пошевелит пес языком своим ни на человека, ни на скот, дабы вы знали, что делает Господь различие между Египтянами и Израилем" (11:4-7).
И далее " А Я пройду в эту же ночь по земле Египетской и поражу всякого первенца в земле Египетской, от человека до скота, и над всеми Богами Египетскими совершу расправу. Я Господь" (12:12).
В этой казни на себя обращает внимание, что животные наказываются наравне с людьми - от человека до скота. При этом аналогичная картина наблюдается также с обратной - Израильской стороны, где Всевышний представляет еврейскую общину, как бы включающую в себя также и скот: "И сказал Господь Моше, говоря: Посвяти Мне каждого первенца, разверзающего всякие недра в среде сынов Израилевых, от человека до скота: Мне они" (13:1-2).
Что значит это равнение людей и животных в единой шеренге? Что знаменует собой столь неожиданное интегрирование - "от человека до скота"? А ведь в какой именно части интеграла существа эти окажутся - в израильской или египетской - являлось в конечном счете результатом их свободного выбора.
Мы могли бы предположить, что животные в данном случае выступают в качестве имущества, что домашние животные тянутся за своими хозяевами и поэтому разделяют их судьбу.
В целом это так. Но ведь иногда, чувствуя опасность, они сбегают, да и, кроме того, из других примеров мы знаем, что в общий союз между Богом и человеком включаются также и дикие звери. Таковы древний завет Радуги и Новый завет с Израилем. В отношении Радуги сказано: "Радугу Мою дал Я в облаке, и будет она знаком союза между Мною и землею. И будет, когда Я наведу облако на землю, и появится радуга в облаке. И Я вспомню союз Мой, который между Мною и вами, и между всякою душою живою во всякой плоти; и не будет более вода потопом на погубление всякой плоти" (9:9-16).
Со своей стороны пророк Ошеа говорит, что в конце времен при заключении Нового завета с Израилем в союз с ним вступят также и дикие звери: "И будет в тот день, - сказал Господь, - назовешь ты Меня "Иши" (муж Мой), и не станешь больше называть Меня "Баали" (господин Мой). И уберу Я имена Баалов с уст ее, и не вспомнят их больше по имени их. И заключу Я в тот день союз для них (сынов Израиля) со зверями полевыми и птицами небесными, и с пресмыкающимися земли; и лук, и меч, и войну уничтожу Я на земле этой, и дам им жить в безопасности". (2:18-20)
Поэтому рассмотрение скота в одном ряду с человеком вполне допустимо понять как полноценное участие, как истинное партнерство.
Дар свободы
Но ведь союз может быть заключен только со свободным существом? А разве животные свободны?
Тора свидетельствует о присутствии свободы в природном мире. Так, например, сказано: "И сказал Бог: да произрастит земля зелень: траву семяносную, дерево плодоносное (дерево-плод), производящее по роду своему плод, в котором семя его на земле. И стало так". (Берешит 1:11).
Раши в следующих словах комментирует выражение "дерево-плод": "Чтобы вкус дерева был как вкус плода. Однако (земля) не исполнила это, а только "и произвела земля... дерево, дающее плод", само же дерево плодом не было. Поэтому, когда Адам был проклят за свой грех, с нее (с земли) также было взыскано за ее грех, и она была проклята".
Если о свободе выбора в поведении отдельных особей можно говорить лишь условно, то о свободе поведения билогических видов трудно не думать. Все виды живых существ выглядят результатом какого-то нравственного выбора, какого-то решения, в них явственно опознаются признаки добра и зла, так что человеку кажется уместным учиться у некоторых из них, брать с них пример, как сказано: "Пойди к муравью, ленивец, посмотри на пути его, и сделайся мудрым" Мишлей (6:6-8), или, "Если бы Тора не была ниспослана, мы учились бы скромности у кошки, запрету грабежа - у муравья, а запрету кровосмешения - у голубя" (Эрувин 100 б).
Наконец, иудаизм признает, что грех пришел в мир еще до греха первого человека, пришел на уровне Космоса, что отражается в каббалистической теории "разбиения сосудов". Свобода не является прерогативой человека, в определенном смысле этой свободой наделен космос, грехопадение которого предшествовало грехопадению первого человека.
Кроме того, согласно учению того же Лурии, в конце времен все творения повысятся рангом, и животные, в частности, станут существами говорящими. Поэтому дважды верно сомнение, высказанное Коэлетом: "Кто знает, возносится ли ввысь дух сынов человеческих, а дух животных - нисходит ли вниз, в землю?" (3:21)
В этой связи уместно привести одно любопытное свидетельство из книги Ким Шеридан - "Животные и жизнь после жизни": "То, что я узнала от умерших животных и людей, свидетельствует о том, что люди и животные отправляются в одно место… Когда ушедшие люди и животные показывали мне жизнь после смерти, то на каком бы уровне они ни были, души животных и души людей находятся вместе, разделения, в котором души животных отправляются на более низкий уровень, не происходит. Они все вместе, животные там же, где и люди. … Переживая клиническую смерть, я очутилась в сфере, где, казалось, была единственной человеческой душой, и не было никого, кроме животных. Я прошла через тоннель света и после долгого времени (в действительности это были несколько минут), я оказалась в месте, которое выглядело как альпийский луг. На лугу было много животных. Моей первой мыслью было: "Я в раю?" Когда я подумала об этом, животные телепатически мне ответили: "Нет, ты не в раю, ты пока не можешь отправиться так далеко. Тебе еще нужно вернуться".
Об определенной причастности животных миру свободы говорит также и вера в то, что они находятся под провиденциальной опекой, о чем свидетельствует Св. Писание: "Человеку и скоту помогаешь Ты, Господи" (Тегилим 36:7), или, "Мои все звери в лесу и скот на тысяче гор, знаю всех птиц на горах и животные на полях предо Мною" (Тегилим 50:10-11).
В Мидраше рассказывается: "Однажды раби Шимон сидел у входа в пещеру и увидел охотника, который ловил птиц. Услышал раби Шимон голос с неба, говорящий: "Милость!" И спаслась одна из птиц. А когда услышал "Наказание!" - была поймана птица. Сказал рабби Шимон: "Даже птица без воли небес не бывает уловлена, тем более душа человека".
В этом отношении показательно также следующее любопытное свидетельство: "Проходя однажды в обществе Нострадамуса по скотному двору своего замка, г-н де Флоренваль спросил его забавы ради, что станет с двумя поросятами, черным и белым, попавшимися им по дороге. Нострадамус немедля ответил: мы съедим черного, а волк съест белого". Флоренваль тайно приказал повару зарезать белого поросенка и подать его к ужину. Повар исполнил приказание и, зарезав поросенка, воткнул его на вертело, чтобы зажарить, когда придет время ужина. В то время как повар вышел из кухни, туда вбежал прирученный волчонок и полакомился приготовленным к ужину белым поросенком. Возвратившийся на кухню повар увидел, что произошло, и вынужден был зарезать черного поросенка, которого и подал к ужину.
За ужином Флоренталь сказал Нострадамусу:
- Итак, мы едим белого поросенка, а волк его и не нюхал.
- Я не верю этому, - заявил Нострадамус, - мы едим черного поросенка.
Приглашенный для объяснения повар вынужден был рассказать о произошедшей замене".
При всем том, что свобода в полном смысле этого слова дана лишь человеку, животный мир на определенном уровне также ею захвачен, а потому включен и в Интеграл жизни, и в союз с Богом.