Читайте также
Извините за слишком личный вопрос, но где вы совершаете свои ежедневные покупки? С тех пор, как мы расстались с охотой и сбором кореньев и ягод, одним из важнейших событий человеческой жизни стало приобретение продуктов питания за деньги.
Но речь отнюдь не идет об исключительно личном, индивидуальном переживании. Личное, как известно, всегда является политическим. Этот принцип работает и в случае приобретения продовольствия. Среднестатистическая израильская семья тратит на питание более 2300 шекелей в месяц. Речь идет о частном потреблении в размере семи миллиардов шекелей в год.
Выбор места и способа траты этих денег может лежать между продуктовой сетью, находящейся на грани краха, и той, которая получает сверхприбыли; между компаниями, находящимися под угрозой банкротства, и преуспевающими фирмами.
Вспомните 2011 год – «творожный протест» (потребители выступили против повышения цены на любимый зерненый творог «коттедж»). Это был первый протест израильских потребителей подобного рода. «Творожный протест» стал прелюдией к огромной волне массового социального протеста летом и осенью того же года. Когда мы беседовали с участниками социального протеста в палатках на улицах израильских городов, многие говорили, что именно та самая маленькая потребительская победа над фирмой «Тнува» вселила в них оптимизм и веру в возможность изменить ситуацию в целом.
Все тогдашние протесты были сосредоточены на стремлении сократить дороговизну жизни, остановить рост цен на базовые продукты и товары. Одним из тех, кто воспользовался настроениями социального протеста 2011 года, был предприниматель Рами Леви, владелец сети супермаркетов. Он начал агрессивную маркетинговую кампанию «Курица за один шекель» и превратился в символ торговли продуктами питания по относительно низким ценам – по сравнению с конкурентами.
Во время последнего Дня Независимости Рами Леви был приглашен на государственную церемонию зажигания факелов в качествае человека, «совершившего потребительскую революцию» и «сократившего социальный разрыв в обществе». Можно добавить к этому и биографию Леви. Этот человек на самом деле построил свою торговую сеть с нуля. Можно упомянуть и его восточное происхождение. И то, что он считает необходимым трудоустраивать в своих магазинах арабских работников. Вот вам портрет нового «героя пролетариата».
Леви действительно удается предлагать потребителю одну из самых дешевых в стране продуктовых корзин. Но, как гласит народная мудрость, то, что предлагается задешево, стоит в итоге слишком дорого. Все успехи Рами Леви опираются на агрессивную модель трудоустройства работников из социально слабых слоев общества, не защищенных никакими трудовыми обязательствами. Недавно стало известно, что средняя заработная плата в сети Рами Леви составляет 4300 шекелей. Семейная чета Леви, владельцы сети, получают ежегодный личный доход, составляющий восемь миллионов шекелей. Таковы данные последнего десятилетия.
Ко всему прочему Леви ведет непримиримую борьбу против попыток своих работников объединиться в рамках профсоюзной организации. Об этом широкой общественности стало известно после того, как были пресечены попытки объединения работников в компании «Бикурей ха-Шикма», приобретенной Рами Леви в середине нынешнего года. Работники попытались создать свою секцию в профсоюзной федерации, и это привело к конфликту с владельцем сети - угрозы, увольнения, процесс про расформированию компании.
В прошлом Леви заявлял, что его работникам не нужен профсоюз, поскольку он сам о них заботится. У него большие планы. В его торговой империи в ближайшие годы будут работать десятки тысяч человек. Расширение его сети привело к конкуренции, позволившей несколько снизить цены на некоторые продукты. Вместе с тем, его работники получают намного меньше, чем в других местах. И это неприемлемо.
Ави Дабуш, NRG