Читайте также
Израильские политики искренне считают, что им позволено все, что и простым смертным, в том числе и в интимной жизни. Но это опасное заблуждение, жертвами которого становятся все новые и новые селебритис.
На днях из-за сексуального скандала ушел в отставку глава МВД и вице-премьер Сильван Шалом, пятый номер в иерархии Ликуда, человек, которому прочили президентский пост. Сразу несколько женщин обвинили его в сексуальных домогательствах. Шалом отрицает обвинения, но, судя по тому как развиваются события, его в лучшем случае может ждать судьба Ицхака Мордехая, который закончил свою политическую карьеру и получил полтора года условно. А что может быть в худшем - видно на примере экс-президента Моше Кацава.
Израиль - страна с восточными традициями и западными амбициями. К женщине здесь относятся свысока. Служебные романы между начальниками и сотрудницами - обычное дело. Да, у нас есть закон, строго наказывающий за сексуальные домогательства на работе, но большая часть таких историй не доходит даже до полиции, а не то что до суда. Иски об изнасиловании, если речь идет о двух взрослых дееспособных людях, суд принимает с большим скрипом - поди разбери, что между ними произошло на самом деле. Процедура расследования очень тяжела и унизительна, денежная компенсация минимальна, да и чтобы ее получить, женщина должна подавать дополнительный гражданский иск и доказывать, что понесла моральный ущерб. Поэтому жертвы домогательств либо меняют работу, либо, если карьера и зарплата для них важнее, принимают правила игры.
Но когда героем скандала становится высокопоставленный чиновник, мы сразу вспоминаем, что мы - общество равноправия и европейских ценностей. Для правоохранительных органов и судей такое дело - повод подняться по служебной лестнице, для журналистов - возможность привлечь внимание аудитории, а для конкурентов и недоброжелателей - безотказный способ устранить соперника или свести счеты. Непонятно, почему эти очевидные факторы не учитывают сильные мира сего. Они уверены, что им все сойдет с рук так же, как безвестному начальнику отдела в провинциальном банке.
Может быть, они, напротив, равняют себя с Биллом Клинтоном, которому сексуальные скандалы лишь изрядно потрепали нервы? Однако для Билла все обошлось лишь потому, что в тот момент его некем было заменить. В случае с Моше Кацавом, Ицхаком Мордехаем, а сегодня - с Сильваном Шаломом все иначе. Заменить их оказалось можно, а кому-то даже нужно. В итоге - президент в тюрьме, судьба Шалома пока не решена, но его политическая карьера закончена.
В прошлом против Шалома уже выдвигались обвинения в домогательствах. Тогда юридический советник отклонил жалобу за истечением срока давности. От Шалома ждали, что он подаст против обвинившей его женщины иск за клевету - ведь он утверждал, что даже не знаком с ней. То, что этого не произошло, сегодня расценивается практически как признание министром своей вины.
Справедливости ради следует признать, что секс-скандалы распространены не только в Израиле. В Европе после громкого процесса обвиненного в изнасиловании председателя МВФ Стросс-Кана заговорили о новой тенденции - назначении на высокие посты женщин. Их тоже можно обвинить в сексуальных домогательствах, но это случается гораздо реже. В случае Шалома ему на смену в Кнессете придет Амир Охана, открытый гей и активист ЛГБТ-движения. От него по крайней мере трудно ожидать приставания к сотрудницам.
Однако для того чтобы избежать обвинения в сексуальных домогательствах, вовсе не обязательно быть женщиной или геем (тем более что и это не всегда спасает). Секс-скандал - распространенный метод политической борьбы, но использовать его можно лишь против тех, кто дает для этого повод. От людей, занимающих высокие посты, всего-навсего требуется вести себя достойно и повода не подавать. Если же объектом секс-скандала становится невиновный, то обязанность этого человека - не право, а именно обязанность перед обществом и законом - подать встречный иск о клевете.
В этой истории никто не вызывает сочувствия. Ни женщины, которые вдруг, как по команде, бросились рассказывать о наболевшем и непонятно чего ждавшие до сих пор со своими заявлениями. Ни сам Сильван Шалом, до последнего момента уверенный, что ему все сойдет с рук. Ни те, кто подготовил этот «наезд» - а он очевидно подготовлен и продуман, ни СМИ, раздувающие скандал. По-настоящему жаль только тех женщин, которые стали жертвами домогательств со стороны рядовых чиновников. У них мало шансов добиться справедливости, разве что их обидчик сделает громкую политическую или общественную карьеру. Давно пора менять эти двойные стандарты и наказывать подобные случаи на всех уровнях. Только так можно сформировать в обществе атмосферу неприятия сексуального преследования, с которой вынуждены будут считаться и высшие руководители.