Читайте также
Пятна на солнце
Недельная глава "Вайешев" начнается словами: "И поселился Йаков в стране пребывания отца своего, в земле Кнаанской. Вот бытие Йакова. Йосеф семнадцати лет пас с братьями своими мелкий скот, будучи отроком, с сыновьями Билы и с сыновьями Зилпы, жен отца его. И доводил Йосеф худые слухи о них до отца их. А Израиль любил Йосефа более всех сыновей своих, потому что он был сын старости его; и сделал ему разноцветную рубашку. И увидели братья его, что отец их любит его более всех братьев его; и возненавидели его, и не могли говорить с ним дружелюбно (37:1-4).
Страсти разгорались, и закончилось все очень скверно: братья дали волю воображению, угрожали убить Йосефа, угрожали его продать, и в результате переиграли - Йосеф был похищен из ямы, в которую его для острастки бросили сыны Йакова, оказался продан и, возможно, погиб. Во всяком случае, братья именно так представили дело убитому горем отцу.
В Талмуде сказано, что бытовые беседы Праотцев превосходили по своей духовной глубине размышления их потомков над словами Торой. Однако при этом Патриархи все же не выглядели моральными гигантами. В целом прямые и богобоязненные, они совершали порой двусмысленные поступки: соперничали, обманывали, мстили.
При всем тесном патронаже, оказываемом Провидением, жизнь отцов и матерей еврейского народа не отличалась ни образцовой успешностью, ни идиллической атмосферой. Напротив, к поставленным небесами целям патриархи продвигались медленно и со срывами; в их семейной жизни случались споры между супругами ("сказала Сарай Авраму: обида моя из-за тебя" 16:5), конфликты между родителями и детьми ("сказал Йаков Шимону и Леви: вы смутили меня" 34:30), и уж, конечно, между братьями: "сын Агари, Египтянки, которого она родила Аврааму, насмехается" (21:9), "Эсав, брат твой, тешится о тебе намерением убить тебя" (27:42); "и позавидовала Рахель сестре своей"(30:1); "возненавидели его, и не могли говорить с ним дружелюбно" (37:4).
Бывали в семействе патриархов также и громкие скандалы, такие как изгнание Агари и Ишмаэля, или как обман Ицхака женой и сыном, и вот теперь, как гром среди ясного неба разразилась эта история с роковой продажей Йосефа в Египет, история затмившая, пожалуй, все остальные злополучия: "немноги и злополучны были дни жизни моей", - скажет Йаков Паро.
Авраам, Ицхак и Йаков были пророками, через которых открылся Всевышний, они были столпами возрожденной духовности, на них обосновались нравственные принципы человечества. Бог благословил их, и они почили в "старости доброй", но все же жизнь этих пастухов не была пасторальна, и далеко не все ней всегда складывалось, как "у людей".
В этом отношении знаменательно, что именно когда Йаков вернулся на родину, когда он считал, что, наконец-то, все невзгоды позади, навалилась на него эта беда.
Даже на солнце есть пятна - говорят в таких случаях. Но разве они могут не быть? Свет немыслим без теней. Только вокруг центров неблагополучия кристаллизуется характер и вырабатываются положительные качества.
Сам настрой, сам статус "оседлости" после долгих лет изгнания предвещал бурю. Как подмечено в трактате Сангедрин (106.а), выражение "и поселился", то есть "осел", "обосновался", предвестники несчастий: "Сказал рабби Йоханан: в каждом месте, где сказано: "И поселился", это связано с бедствиями. Как сказано: "И поселился Израиль в Шиттиме и начал народ блудодействовать с дочерьми Моава" (Бемидбар 25.1); "И поселился Иаков в стране пребывания отца своего" (Берешит 37.1), и тотчас "доводил Йосеф худые слухи о них до отца их", и далее продан был Йосеф. Сказано также: "И поселился Израиль в земле Египетской, в земле Гошен", и далее "И подошло время Израилю умереть" (Брешит 47.27). "И поселились Иегуда и Израиль спокойно, каждый под виноградной лозой своей" (1 Малахим 5.5), а далее говорится: "И поставил Господь противника против Шломо, Адада Эдомитянина из потомков царя в Эдоме" (11.14).
Круглый праведник
Но деяния отцов - пример для сынов. Жизнь патриархов заложила некий "жизненный стиль", сформировала стандарт так называемого "еврейского счастья". С той поры и вплоть до сего дня схожим образом складывались как многочисленные судьбы отдельных сынов Израиля, так и судьба еврейского народа в целом. Но если вдуматься, так и должно быть. В "нормальной" жизни человека разочарование идет рука об руку с удовлетворением, и жизнь представляется чередой светлых и темных полос.
Ненормально другое - безупречно чистая совесть, стопроцентный жизненный успех и безоблачные пасторальные отношения. Характерно, что живым людям совершенно незнакомо то "чувство глубокого удовлетворения", которое испытывали (разумеется, якобы) граждане тоталитарных режимов, подавленные страшной беспросветной действительностью. Безупречный, круглый, "книжный" праведник - на самом деле система очень неустойчивая.
Если все ослепительно и идеально, то "полосы" все равно появятся, хотя их и будет всего две, возможно, три.
Блестящим примером этого служит история Иова, который был "непорочен, справедлив и богобоязнен, и удалился от зла. И родилось у него семеро сыновей и трое дочерей" (идеальная числовая структура, соответствующая Божественным сфирот), в честь каждого из детей своих Иов приносил жертвы: "и приглашал их, и вставал рано утром, и возносил всесожжения по числу всех их, ибо говорил Иов: "Быть может, согрешили сыновья мои и хулили Бога в сердце своем". При этом "был человек тот самым богатым среди всех сынов востока".
"Так делал Иов во все дни", но тогда "сказал Господь сатану: обратил ли ты внимание на раба Моего Иова, что нет подобного ему на земле; человек (он) непорочный и справедливый, богобоязненный и удаляющийся от зла. И отвечал сатан Господу и сказал: разве даром богобоязнен Иов? Ведь Ты оградил кругом его, и дом его, и все, что (есть) у него? Дело рук его благословил Ты, и скот его распространился по земле. Но простри-ка руку Твою и коснись всего, что (есть) у него, клянусь, пред лицом Твоим Тебя хулить станет. И сказал Господь сатану: вот, все, что (есть) у него, в руке твоей, только на него не простирай руки своей. И вышел сатан от Господа… И пришел вестник к Иову и сказал: волы пахали, и ослицы паслись возле них. И напали шевяне, и забрали их, и отроков сразили острием меча; и спасся лишь я один, дабы известить тебя. Еще этот говорит, как приходит другой и говорит: огонь Божий пал с небес и спалил овец и отроков и пожрал их; и спасся лишь я один, дабы известить тебя… Еще этот говорит, как приходит другой и говорит: сыновья твои и дочери твои ели и пили вино в доме первородного брата своего, И вот вихрь великий пришел со стороны пустыни и охватил четыре угла дома, и упал (дом) на юных и умерли они; и спасся лишь я один, дабы известить тебя".
Итак, как мы видим, идеальная праведность и сопутствующий ей идеальный успех чреваты внезапной катастрофой. Совершенные, статичные формы ("Так делал Иов во все дни") - неустойчивы и хрупки. Не стоит искать альтернативу стабильному "еврейскому счастью".