Читайте также
Любая правящая коалиция переживает два бурных этапа. Первый - в момент своего рождения, когда каждая из партий-претендентов ведет отчаянный торг за свои электоральные приоритеты, и второй - во время принятия бюджета, закрепляя достигнутые договоренности конкретной графой. Нынешняя, предельно узкая, в 61 голос, подпираемая с двух сторон ШАСом и "Яадут а-Тора", в лице этих прожорливых "производительных сил" выставила очередные экономические требования, но во главу угла лег все тот же закон о всеобщем воинском призыве. Это достижение предыдущей, беспрецедентно широкой (95 мандатов), светской и сионистской коалиции, отменить невозможно, но ортодоксы вначале оговорили свою поддержку Нетаниягу глубокой заморозкой до июня 2017 года, а теперь решили закрепить успех июлем далекого 2020-го. Предлагаю внимательно следить за руками наперсточников, чтобы понять, где шарик.
Закон в его нынешнем виде гласит, что начиная с пресловутого июля 2017-го, если призыв в армию харедим не достигнет запланированного уровня, к ним применят уголовные санкции. Уклонисты будут страдать за веру в тюрьме, благо там созданы все условия для вдумчивого изучения Торы. Закон отменить БАГАЦ не позволит, но его можно нейтрализовать одной строкой. Скажем, чтобы введение санкций отдавалось "на усмотрение министра обороны". А кто у нас министр обороны? Правильно, видный ликудник Моше (Буги) Яалон - опора трона. С тем же успехом можно делегировать эту функцию комиссии Кнессета по иностранным делам и безопасности. Там председательствует преданный Биби без лести Цахи Анегби. У него, как говорят в банке, плохая кредитная история, так что будет делать, что велят. Идея продлить для харедим так называемый переходный период еще на три года для ШАСа и "Еврейства Торы" настолько привлекательна, что позволяет пренебречь любыми сиюминутными выгодами, за исключением разве что пособий для учащихся колелей. Эти богоугодные заведения для многодетных бездельников - многолетняя притча во языцех всех израильских СМИ. Очередное сенсационное расследование поведало об узаконенном там и повсеместном откате. Из двух с половиной тысяч отличник религиозной подготовки отслюнявливает тысчонку своим наставникам и, числясь в колеле, продолжает работать по-черному.
Когда мы читаем, что в религиозном и арабском секторах кредитные карточки не в большой чести, это выглядит некой экономической информацией. Но стоит попасть в огромный и предельно дешевый супермаркет на бней-бракской стороне, в непосредственной близости от бульвара Бен-Гурион, облюбованный харедим, занять очередь к кассе, и вы поймете, сколько не обложенных налогом денег крутится в стране. Если почтенные матроны расплачиваются кредитками, то благородные отцы семейств - молодых и старых - предпочитают наличку.
Возврат денег учащимся колелей в чистом виде пройти не может, тот же БАГАЦ не позволит. А вот если потребовать пособия для многодетных студентов - совсем другое дело! И сколько этих многодетных студентов, за исключением учащихся колелей, у нас в стране? Светские молодые люди вначале получают образование, а потом создают семьи, и даже если живут вместе, то не спешат с рождением ребенка. В университетских кампусах вы не увидите многодетных мамаш с детьми. ШАС и "Еврейство Торы" явно передергивают, считая весь остальной Израиль законченными идиотами, но они почему-то уверены, что номер пройдет.
Риторика лидеров ультрарелигиозных партий и их духовных авторитетов не имеет никакого отношения к реальной политике. На словах они призывают свою паству работать, а на деле им нужен послушный и зависимый электорат в лице ешиботников и тех же участников колелей. Такой, который можно дружными колоннами вывести на демонстрацию и перекрыть движение на оживленной трассе.
Я как-то читал лекцию для олим Пардес-Каца и Бней-Брака, и попал на ярмарку трудоустройства и выставку при ней. Главными экспонатами были кипы, которые массово вяжут крючком и продают по 10-15 шекелей. Век хай-тека обошел эти края стороной. Только не надо мне рассказывать, что наши харедим генетически не приспособлены к современному высокотехнологичному труду. Их родственники в Антверпене и в Бруклине исправно пашут, поскольку не развращены государством.
Министр финансов Моше Кахалон говорит о "бюджете с человеческим лицом". Это лицо с надвинутой черной шляпой. "Социальный бюджет" Кахалона не нравится никому, и только канцелярия Дери сообщила, "что на переговорах по бюджету достигнут определенный прогресс". Для порядка партия ШАС требует отменить налог на добавленную стоимость на проезд в общественном транспорте для всех граждан, а также отменить налог на воду для социально-экономически слабых слоев населения. Эти требования обойдутся стране в 700 миллионов шекелей, почти в половину той суммы в 1,4 миллиарда, которая способна спасти "русских" пенсионеров от беспросветной нищеты.
Есть еще один скрытый ресурс для принятия бюджета, абсолютное ноу-хау Нетаниягу. Это арабский сектор. Перед выборами ему удалось переломить ситуацию арабской угрозой, а сегодня Биби использует это обоюдоострое оружие в противоположных целях. 15 депутатов "Объединенного арабского списка", оказывается, можно применить и в мирных целях. А вдруг впервые в истории проголосуют из оппозиции за бюджет. Чем шайтан не шутит, когда Аллах спит? Даром, что ли, он раскошелился на щедрые подачки, а сегодня примечтал с барского плеча выделить еще два миллиарда. Второй, замечу, непроизводительный сектор, где тоже расплачиваются необлагаемой налогом наличкой. (Если кто-то делал покупки в арабских магазинах, он тоже эту странную особенность заметил.)
Понятно, что при таком бюджете нашим пенсионерам ничего не светит.
Рожа в зеркале получилась довольно гадкая, но стоит ли на зеркало пенять? Недавно прошедшая демонстрация русских активистов на площади у театра "Габима" в Тель-Авиве именно по социальным вопросам - жилью и пособиям по старости, льготам и финансовой помощи Института социального страхования пожилым людям - собрала жалкие 150-200 человек. Вот народ! "Жила бы страна родная, и нету других забот".