Что такое плохо?
Фото: Getty Images
Что такое плохо?

Добродетель нефотогенична.
Спартак (киношный)

Крошка сын к отцу пришел, и спросила кроха... Хороший поэт всегда в какой-то степени пророк. Маяковский тем и хорош, что преподал нам поучительный урок: ни одно усилие не остается напрасным. В конце концов, даже Сизиф не просто катал в гору камни, а накачивал мускулы. И по праву может считаться "отцом культуризма". А поскольку все в наших руках, которые ни в коем случае нельзя опускать, то, как говорил один умный еврей, если незнание - не довод, следовательно, и невежество - не аргумент. Детский вопрос давно уже перестал быть детским. Его до тошноты затаскали разношерстные демагоги и лжецы. Любой теоретик от науки или политики кого угодно убедит, что на самом деле нет ни плохого, ни хорошего, поскольку одно вытекает из другого. 

Трудней всего понять как раз то, чего не хочется понимать. Но чем больше яблонь, тем меньше ньютонов. Пока одни ученые пытаются скрестить корову с вороной в надежде, что авось получится, другие скрестили пальцы - авось обойдется. И все-таки честь и хвала ученым: они уже научились взвешивать... счастье. Недавно специалисты Йельского, Денверского вкупе с иерусалимским Еврейским университетов завершили масштабное исследование. И теперь с легкой душой утверждают, что счастливые люди живут меньше тех, кто вечно чем-то озабочен. Отсюда вывод, что не только счастье, но и стремление к нему одинаково плохо как для "ребячьей кожицы", так и для "носорожьей кожи", ибо это серьезно отражается на психике, отравляет жизнь и даже влияет на ее продолжительность. 

При всем уважении к ученым они не оригинальны. В чужом счастье всегда видится нечто неприлично-ущербное. Особенно если сам чувствуешь себя обделенным судьбой. Каждый счастливый человек счастлив по-своему. Все несчастные почти на одно лицо. То же самое можно сказать и о народах. Последние три года созданный под эгидой ООН исследовательский центр The Earth Institute при Колумбийском университете составляет рейтинги стран мира по уровню счастья проживающих в них людей. При его подсчете учитываются такие параметры, как уровень валового внутреннего продукта на душу населения, средняя продолжительность жизни, доступность образования, качество медицинского обслуживания, возможность трудоустройства, устойчивость семейных отношений, состояние личной и общественной безопасности, а также способность к проявлению великодушия, сострадания и щедрости. Определенное влияние на конечные результаты оказали и данные опросов общественного мнения, проведенного в 158 странах мира сотрудниками исследовательского центра Гэллапа. 

Конечно, сами по себе эти показатели, как и любая статистика, не отражают в полной мере истинного положения дел. И все же... В первую десятку, как и предполагалось, вошли дежурные фавориты - Швейцария, Исландия, скандинавские страны, Канада, Нидерланды и Австралия с Новой Зеландией. Зато сразу за ними совершенно неожиданно для многих расположился несносный Израиль. Посрамив тем самым не только оставшихся далеко позади Великобританию, Германию, Италию и Францию, но и Соединенные Штаты. Замыкают рейтинг Сирия и африканские неудачники (опять же по традиции) - Бурунди и Того. Зато в Зимбабве, Молдове, Никарагуа, Сьерра-Леоне и Эквадоре невиданный всплеск счастья. Нежелаемого с неизбежным. 

Солнце светит всем, да не всех согревает. По мнению канадских биологов из университета Британской Колумбии, из-за того, что человеческая популяция заметно отличается генетически, она по-разному смотрит окружающий мир и, соответственно, иначе на него реагирует. Половина европейцев, к примеру, склонна видеть жизнь исключительно в мрачных тонах. А у арабов в генах заложено влачить безрадостное существование. Впрочем, и постоянно усиливающийся мировой хаос оптимизма не добавляет. Человечество ударными темпами роет себе могилу. Калифорнийский профессор Даймонд Джаред, выступая на Всемирной выставке в Милане, предупредил о "драматическом сокращении запасов питьевой воды, рыбы, морепродуктов, плодородных земель и энергоресурсов". После чего сделал чисто еврейский вывод: нищета порождает насилие, а насилие ведет к терроризму. 

Что же делать? Лучше одеваться. Чем хуже дела, тем горше ирония. Когда мы перестаем понимать шутки, шутить начинает Б-г. Ему тоже надоела земная неразбериха, и Он вызвал на "ковер" римского папу, иранского аятоллу и иерусалимского раввина. Проработал с песочком и сообщил, что через месяц начнется новый всемирный потоп, который на этот раз уничтожит все живое. Окончательно и навсегда. После чего выгнал взашей. Вернувшись в Ватикан, последний папа объявил месячник добрых дел. Пообещав, что самым старательным это зачтется, и они попадут в рай. Верховный аятолла призвал правоверных к оружию, гарантировав 72 девственниц тем, кто в течение месяца убьет еврея или суннита. А раввин, собрав евреев, сказал, что за оставшийся месяц им необходимо научиться жить под водой. 

Анекдоты рождает жизнь. Тот же Даймонд Джаред отвел человечеству 30 лет. Интересно, что и климатологи из Национального управления океанологических и атмосферных исследований называют ту же цифру. По их подсчетам, интенсивное таяние арктических льдов, поднявшее уровень Мирового океана на пять метров, вполне способно вызвать очередной планетарный потоп. И это не фантазии дешевого голливудского хоррора, утверждают они, а вполне реальная угроза. Nil sub sole novum. Ничто не ново под солнцем, как говорили древние римляне, повторяя по простоте душевной мудрость царя Соломона. Откройте мидраш "Брейшит Раба", который, рассказывая о грядущем Освобождении, предупреждает, что одним из его признаков станет отмена Всевышним своего обещания не насылать больше в мир потоп. В сборнике "В конце дней", авторство которого приписывается РаШБИ, написавшему книгу "Зогар", говорится, что перед приходом Спасителя человечество замрет в страхе, ожидая нового потопа. 

Когда жизнь действительно по-настоящему экзаменует, первыми сдают нервы. Не всем по нутру тухлая рыба. Но это не ее вина. Порядок начинается с правил. Даже если это ставший давно привычным хаос. Б-г в кости не играет. Ни с людьми, ни с Вселенной. Это у Голливуда свои правила: он сам их создает и сам же изменяет. Поэтому если фильм начинается с землетрясения, то в дальнейшем напряжение будет лишь нарастать. Ведь стоит только взять в руки молоток, как везде мерещатся гвозди. Но чем больше у наковальни молотобойцев, тем вероятней, что комедия обернется трагедией. Хаос в душе рождается не от животного страха или сумбурных мыслей, а с горячего желания вместе со снотворным принять заодно и слабительное. Проблема не в правилах, а в исключениях, которые мы создаем для себя. 

Не надо страшиться совершенства. Оно нам не грозит. Ни со стороны Голливуда, ни со стороны ученых. Если исчезнут морепродукты, это не приведет к нищете. И не породит насилия, ведущего к терроризму. Потому что нет в научном обороте такого понятия. У терроризма почти двести определений. И все либо с политическим, либо с чисто уголовным подтекстом. Независимо от того, о чем идет речь. Посему "шахидизм" - это политика, а ядерный шантаж - уголовщина. До большего международное право не доросло. Хотя за сорок лет ООН приняла тринадцать контртеррористических конвенций и три дополнительных протокола к ним. Но на то, видимо, и демократия, чтобы обязанности пастуха делегировать баранам. В США, благодаря усилиям Барака Обамы, "война с террором" превратилась в "борьбу с экстремизмом". Помните замечательный "новояз" Джанет Энн Наполитано: «У нас больше нет терактов, но могут быть бедствия, случившиеся по вине человека»? 

Хорошо лучше всего учат только самому плохому. "Man-caused disasters" действительно случается. Причем все чаще. А в Израиле и вовсе превратились в рутину. Но к человеческому фактору это не имеет никакого отношения. Как и к стихийному бедствию. Арабы берут в руки нож или камень вовсе не от переизбытка счастья, а в силу своей необузданной природы. И попустительства со стороны тех, кто отвечает за общественный порядок. Все остальные причины, на которые любят ссылаться продажные или недалекие столпы идеологического фронта, всего-навсего их следствие. Ибо "одинокие волки" не проходили бы инструктаж в отряде особого назначения "Force 17", а их семьи не получали бы специальных пособий из личного фонда Махмуда Аббаса. Совершенно ни при чем тут, естественно, и "религиозные мотивы, израильская оккупация и агрессивность поселенцев", на которые, не претендуя на оригинальность, ссылается не самая ругательная газета "The Financial Times". 

Во всякой закономерности своя подсознательная случайность. Ни один арабский бунт не начинался от безысходности. Он вспыхивал, как по команде, когда кончались деньги или "раис" всерьез начинал опасаться за свою шкуру. Кто стоит за нынешней пародией на "интифаду", не знает разве что Джон Кирби, обвинивший Израиль в непропорциональном применении силы и чуть ли не в рейдерском захвате Храмовой горы. Пресс-секретарю госдепартамента это простительно. Он и в московский визит иранского Скорцени, о котором поведал телеканал "Fox News", долго не мог поверить. А когда Россия с подачи генерала Касема Сулеймани ввязалась в сирийскую драку, поздно было выяснять, почему в Америке так мало политических фильмов. Откуда им взяться, если их тут же отправляют в телеканализацию. Не потому ли так импонируют люди со здоровым чувством невежества? Они улыбаются, даже говоря гадости. И это одна из причин, почему нельзя доверять фотографиям. 

Билл Клинтон, называя двадцать лет назад тогдашний терроризм элементарным разбоем, как будто заглядывал в сегодняшнюю израильскую действительность. Да и как иначе назвать нападения на детей, женщин и стариков? Причем не ради какого-то куража или грабежа, а лишь с одной целью - убийства. Как назвать вооружившихся топорами сопливых отморозков? Или "невинных" школьниц, готовых вонзить тебе тесак в шею? Их натаскивают, как собак. И забрасывают в "тыл", как диверсантов. Чтобы разобраться в геноме арабской души, совсем не обязательно быть генетиком. Достаточно послушать непереводные речи аббасов, машалей, ханий, якобы, представляющих интересы "мирного и законопослушного палестинского народа". Что ни слово, то песня. О руках, привыкших к топорам. Знакомые нотки? Яблоки от яблони... Если они не гранаты. А шахид без бомбы, как Ясер Арафат без мирных премий. 

Первый выстрел, возможно, и не привлекает внимания. Зато второй слышен далеко. На Востоке любое выступление или любая публикация - чистейшей воды агитация. Кроме разве что некролога. На том и стоит арабская пропаганда, состоящая, кстати, не только из невежественных мулл, полуграмотных недоучек из медресе, переименованных в университеты, лжецов со стажем и прочей разномастной псевдоинтеллектуальной мрази. У многих за плечами гарварды и оксфорды, а в кошельке свежеотпечатанные доллары и евро. И каждый четко знает свое дело. Одни выступают заказчиками беспорядков, другие подстрекают, третьи подвизаются на роль исполнителей. Ничего нового. Но всякий раз это почему -то становится полной неожиданностью для вырождающихся на глазах апологетов практического сионизма. 

Все израильские попытки прийти к компромиссу с арабами бессмысленны. Потому что, во-первых, если и найдешь в арабе что-то хорошее, глубже не копай. Во-вторых, в борьбе с арабской мафией мафия явно не на еврейской стороне. И, наконец, компромисс, может быть, и хороший зонтик, но плохая крыша. На разгул бандитизма, который угрожает выйти из-под контроля, не отвечают громыханием палкой внутри помойного ведра. Кровь людская - не водица. «Кто прольет кровь человека, того кровь прольется человеком: ибо по образу Всесильного создал Он человека» (Берешит, 9:6). И в то же время Талмуд учит: «Если кто-то хочет убить тебя, убей его первым». И здесь нет никакого противоречия. Ибо если вор забрался к тебе ночью в дом и ты убил его, нет на тебе за него "вины крови". 

В Израиле достаточно строгие законы. Включая смертную казнь. Другое дело, как они выполняются. Или почему не исполняются? Можно сколько угодно сетовать на двуличную Америку, враждебную ООН, потерявшую совесть Европу. Ничего не изменится. Пока страна не начнет жить по совести, а не по интересам. Если арабские депутаты призывают к бунту, им не место ни в Кнессете, ни в стране. Если убийц освобождают не по решению суда, а в рамках "жестов доброй воли", то их место на тюремных нарах должны занять те, кто принимает это решение. Если БАГАЦ за одно и то же преступление одних казнит, а других милует, не видит разницы между камнеметанием и запуском змея, предпочитает наказания в кредит либо с отсрочкой, то он не может называться ни высшим судом, ни, тем более, справедливым. И если отец перед тем, как дать сыну напутствие, вкладывает в его руку нож, а сбившиеся в стаю, как воронье, продажные адвокаты, депутаты, журналисты и политики оправдывают и того, и другого, то это явный признак больного общества. 

Все худшее всегда происходит в самых лучших традициях. И тут уж даже Маяковский бессилен.

counter
Comments system Cackle