Читайте также
Союз теплокровных
В недельной главе "Ноах" сказано: "Вот, Я устанавливаю союз мой с вами и с потомством вашим после вас, И со всяким живым существом, что с вами: из птиц, из скота и из всех зверей земных, которые у вас, из всех, вышедших из ковчега, из всех животных земных; И устанавливаю союз Мой с вами, и не будет более истреблена всякая плоть водами потопа, и не будет более потопа на погубление земли. И сказал Бог: вот знак союза, который Я даю, между Мною и вами, и между всякою душою живою, которая с вами, – на вечные поколения. Радугу Мою дал Я в облаке, и будет она знаком союза между Мною и землею. И будет, когда Я наведу облако на землю, и появится радуга в облаке. И Я вспомню союз Мой, который между Мною и вами, и между всякою душою живою во всякой плоти; и не будет более вода потопом на погубление всякой плоти".(9:9-16)
Итак, союз, знаком которого является радуга, союз подразумевающий исполнение семи заповедей, человеческим родом все же не ограничивается, и одновременно является также и заветом со всеми живыми существами. И это не странно, человек неотделим от природы; возвышаясь над ней и вырываясь из нее, он продолжает составлять с ней единое целое.
При всей своей выделенности, при всем своем превосходстве человек не единственный, не исключительный субъект союза радуги, или точнее, союз радуги имеет не только человеческий, но и космический план.
Священное Писание признает, что Всевышний печется не только о людях, но и о животных: "Человеку и скоту помогаешь Ты, Господи" (Тегилим 36:7), или, "Мои все звери в лесу и скот на тысяче гор, знаю всех птиц на горах и животные на полях предо Мною" (Тегилим 50:10-11). Неудивительно поэтому, что законы Торы не допускают причинения страдания животным и требуют достойного с ними обращения. "Если застанешь быка врага твоего или осла его заблудившимся, должен ты возвратить его ему. Если увидишь осла врага твоего лежащим под ношею своею, то не оставляй его: развьючь вместе с ним" (Шмот 23:4-5). А из слов "Я дам траву в поле твоем для скота твоего, и ты будешь есть, и будешь сыт" (Дварим 11) традиция учит, что сначала человек должен накормить скот, и лишь затем есть сам.
Буддо-нацизм
Итак, человек возглавляет все живые существа, решительно выделяясь среди них своей близостью к Богу. Он цель и предел творения, однако животные при этом также остаются полноценными субъектами союза радуги, и человек призван сознавать и культивировать свое с ними единство.
В этом скрывается определенный соблазн, связанный с тем, что таким культивированием в значительной мере проникнуто любое идолослужение, что единство всего живого с Космосом лежит в основе всех развитых языческих вероучений. Соотвествущие мистические опыты слияния с космосом или растворения в нем широко известны. Так Даниил Андреев в своей "Розе мира" делится следующим переживанием: "Торжественно бесшумно в поток, струившийся сквозь меня, влилось все, что было на земле, и все, что могло быть на небе. В блажестве, едва переносимом для человеческого сердца, я чувствовал так, будто стройные сферы, медленно вращаясь, плыли во всемирном хороводе, но сквозь меня; и все, что я мог помыслить или вообразить, охватывалось ликующим единством. Эти древние леса и прозрачные реки, люди, спящие у костров, и другие люди - народы близких и дальних стран, утренние города и шумные улицы, храмы со священными изображениями, моря, неустанно покачивающиеся, и степи с колышущейся травой - действительно все было во мне той ночью, и я был во всем".
Подобные переживания знакомы и некоторым людям, прошедшим через клиническую смерть: "Первое, что я увидел, очутившись в госпитале, были цветы, и я заплакал. Верьте или нет, я никогда по-настоящему не видел цветы, пока не умер и не вернулся назад. Одну важную вещь я познал, умерев: все мы части – части одной огромной живой вселенной. Если вы думаете, что можете причинить боль кому-нибудь, не сделав больно себе, вы горько заблуждаетесь. Я смотрю теперь на лес, на цветок, на птичку и говорю: "Это часть меня". Мы связаны со всем и всеми".
В подобных прозрениях заключается великая правда, которая громко заявила о себе в практике буддизма и индуизма. В древнем ведическом источнике “Ману-самхита” осуждается как убийство человека, так и убийство животного, и провозглашаются принципы вегетарианства: “Невозможно получить мясо, не причинив страдания животным, а вред, приносимый способным чувствовать живым существам, не дает обрести небесное блаженство, поэтому следует остерегаться употреблять в пищу мясо… Хорошо обдумав, каким отвратительным способом получают мясо и как жестоко связывать и забивать животных, человек должен навсегда отказаться от поедания плоти”.
Однако, не следует забывать, что те же прозрения органического единства с Космосом, если они упускают из вида его Творца, могут оборачиваться своей противоположностью, могут вести к великой лжи. Не следует забывать, что до недавних пор на Тибете процветали самые отвратительные формы рабства, что в те годы, когда нацисты догадались делать абажуры из человеческой кожи, "просветленные" продолжали изготовлять сувенирные сосуды из черепов своих казненных рабов. Не удивительно, что теоретическое и практическое сотрудничество буддистов с германскими национал-социалистами оказалось на редкость продуктивным. Свастикой дело не ограничивалось. Не только нацистские "ученые" отправляли многочисленные экпедиции на Тибет в поисках своих арийских корней, многие тибетцы сочувствовали борьбе Гитлера и даже включались в нее. Так Повель и Буржье в своем исследовании "Утро магов" сообщают: "В день, когда русские закончили битву за Берлин, они среди трупов последних защитников нацизма обнаружили около тысячи тел добровольцев-смертников, людей тибетской крови. Смертники были одеты в немецкую форму без знаков различия, и в их карманах не было документов". Авторы приводят также следующий текст, исповедуемый группой Туле (заварившей нацистскую идеологию): "Существует только Космос, или Вселенная, живое существо. Все вещи, все существа, включая человека, это только различные формы всемирного живого, умножающиеся с течением лет".
Итак, единство с космосом может быть адекватным лишь в контексте завета радуги. Язычество, прозревающее единство всего живого, зачастую включает в него человека в отжатом дегуманизированном виде. Истинное единство всего живого достигается лишь в том случае, если во главе него оказывается ответственное человечество.
Солидарность в первую очередь должна проявляться на человеческом уровне, на уровне сыновей Ноаха, но далее она призвана распространяться на все живое. Белинский писал: "Если бы мне удалось влезть на верхнюю ступень лестницы развития, я и там попросил бы вас дать мне отчет во всех жертвах условий жизни и истории, во всех жертвах случайностей, суеверия, инквизиции, Филиппа II и пр. и пр. - иначе я с верхней ступени бросаюсь вниз головой. Я не хочу счастья и даром, если не буду спокоен на счет каждого из моих братьев по крови".
Но спросив за каждого брата по человеческой крови, совсем не излишне потребовать справедливости также и в отношении братьев по теплой крови, и даже крови холодной, которую человечество на протяжении своей истории в таких количествах и так безжалостно проливало. Как сказал Тиллих: "Только в единстве всех существ во времени и в вечности может быть по-человечески возможный ответ на загадку неравенства".
Не только все люди, но и все живые существа связаны друг с другом, причастны друг другу, и в пределе разделяют общую судьбу. И это не только данные мистического опыта, но и та часть Торы, которой она обращена ко всему миру: "вот знак союза, который Я даю, между Мною и вами, и между всякою душою живою, которая с вами, – на вечные поколения. Радугу Мою дал Я в облаке, и будет она знаком союза между Мною и землею".