Читайте также
Кому мы возносим свои молитвы в Судный День? Публично. Ежегодно. По одному и тому же не нами написанному тексту.
Каббала, к примеру, учит, что Творец - это абсолютный закон природы. Что мне сказать абсолютному закону? Что езжу на красный? Что не вовремя плачу земельный налог и, как дурак, наорал на жену?
Кому так необходимы мои пардоны? Создателю вселенной?
Согласитесь, что единственный разумный ответ - мне самому. Все приобретает смысл, если вообразить такую картину: существует идеальная ситуация и я время от времени измеряю себя относительно нее. И делаю трезвый и объективный анализ - вот это я в состоянии исправить, а вот это нет.
Выходит, что Судный День я ставлю самому себе некий диагноз. Допустим. Но остаются еще вопросы.
Что является эталоном? Почему во время молитвы мы говорим не "я", а "мы"? Что есть в Книге пророка Йоны такого, что она является главной частью молитвы на Йом-Кипур? Эти три вопроса связаны между собой.
Напомню содержание Книги пророка Йоны. Вкратце, для тех, кто "знал, но забыл". (Дело давнее, 3000 лет прошло).
Пророк Йона был духовным лидером в своем поколении. Такой человек всегда олицетворяет весь народ. И это, кстати, объясняет, почему во время молитвы говорится не "я", а "мы". Этот текст - Книга Судьбы всего еврейского народа и каждого из нас как его неразрывной части. Простите за высокий слог.
Итак, Творец приказывает пророку пойти в Нинве, город огромный, нееврейский, варварский, погрязший в грехах и "проповедовать в нем". Йона колеблется, не верит в себя и всячески уклоняется от возложенной миссии. Он пытается скрыться, уплывая на корабле. Корабль попадает в бурю. Уже на грани крушения Йоне приходится признаться, что это он - причина несчастья, так как разгневал Творца.
Его бросают в пучину. Буря немедленно успокаивается. Тонущего Йону заглатывает кит и невредимым через дня и три ночи доставляет на берег. Йона идет в Нинве, проповедует там и спасает город от гнева Творца.
Проповедовать еврейский пророк может только одно - главное правило, обязательное для еврея и не еврея - "не делай другому того, чего не хочешь себе". Это правило и есть эталон. Относительно него мы измеряем себя в этот день. Радостный день, потому что это день не только суда, но и прозрения.
Мы задаем себе вопрос: "Зачем мы живем? В чем наша цель?" И в Книге пророка Йоны находим ответ: "Нести свет народам мира".
Эту мысль можно выразить иначе, если кого-то снова пугает пафос. Мы дали миру основы этики и религий. Мы создали банки и планетарную экономическую систему. Нашим открытиям и достижениям нет числа. И все это не будет иметь никакой цены, если мы не дадим человечество то, чего у нас самих нет сегодня - идеальный пример общественного устройства. Даже не так. Образец правильных отношений между людьми.
Это и есть тот свет, который должен был принести пророк Йона в несчастный Нинве. Это то, чего ждут народы от нас. Это то исправление, которое мы просим в Судный День. Публично. Ежегодно. По одному и тому же не нами написанному тексту.
В твердой вере, что это случится.
"Гмар хатима това".