Читайте также
Назначение генерала ЦАХАЛа в отставке Галя Гирша на пост генерального инспектора полиции вызвало бурную и неоднозначную реакцию. Первыми возмутились высокопоставленные офицеры полиции. Их задело, что министр внутренней безопасности Гилад Эрдан, вопреки своим ранним заявлениям, решил не назначать генинспектора из рядов полицейских.
Таким образом, рухнула надежда на повышение у основных претендентов - генерала-майора Бенци Сао, командира Южного округа генерал-майор Йорама Галеви и командира Северного округа Зоара Двира.
Высшие полицейские чины собрались на экстренное совещание, чтобы опротестовать «плевок в лицо всем сотрудникам правоохранительных органов», как они назвали решение Эрдана.
Помимо комиссии Тиркеля, которая проверяет всех кандидатов на высокие государственные должности, вопрос назначения Гирша изучает юридический советник правительства и министерство юстиции. Взвешивается возможность отстаивать выбор кандидата в БАГАЦе. Проверке подвергается и деловая активность отставного генерала. Как выяснилось, юридическому советнику направлены материалы о расследовании мошенничества в отношении двух оборонных сделок, в которых Гирш принимал участие в 2008 году. В СМИ появились сенсационные статьи о коррупционных связях компании Гирша в странах бывшего СНГ и об интересе к нему со сторону ФБР. В ответ Гирш и его сторонники обвиняют протестующих в клевете и подтасовке фактов.
Родственники шести военнослужащих, погибших во время Второй Ливанской войны, провели акцию протеста у дома Гилада Эрдана. Они считают, что их родные, служившие под началом Гирша, погибли по его вине и такой человек не может возглавить полицию Израиля.
Летом 2006 года Галь Гирш командовал дивизией «Галиль» на том участке северной границы, где произошло похищение резервистов Уди Гольдвассера и Эльдада Регева. Созданные впоследствии комиссии дали противоречивые оценки его действиям. Так, военная комиссия генерал-майора Альмога и правительственная комиссия судьи Винограда возложили на Гирша часть ответственности за инцидент и рекомендовали уволить его из армии. Но позже судья Виноград заявил, что с Гиршем поступили несправедливо. Многие в армии считают, что он стал козлом отпущения. Друзья Гирша уверены, что его нынешнее назначение стало реабилитацией его доброго имени.
К сожалению, у общественности никогда не будет достаточно информации, чтобы сделать независимые выводы.
Уйдя в отставку, Гирш основал компанию, работающую в сфере безопасности, а в 2012 году вернулся в армию и 3 с половиной года занимал пост заместителя командующего Управлением операций в тылу врага, после чего уволился в запас. Его компания «Дифенсив шилд» судится с компанией «Тева» за деньги, которые ее глава не получил за посреднические услуги. Это судебное разбирательство сегодня упоминается противниками отставного генерала, как доказательство его сутяжничества и мелочности.
Но по большому счету в биографии и карьере Галя Гирша нет ничего такого, что вызывало бы категорические возражения против его кандидатуры – особенно в сравнении с многими офицерами полиции. Главная причина недовольства полицейской верхушки, в том, что Гирш – человек со стороны. Сам факт его назначения демонстрирует полную утрату доверия правительства к нынешнему полицейскому руководству. Не случайно некоторые журналисты рекомендовали Эрдану найти среди полицейских человека, не запятнанного коррупционными скандалами, дабы «сохранить лицо» правоохранительных органов. Но, очевидно, такой кандидатуры в нынешнем руководстве полиции не нашлось.
Эрдан дипломатично объясняет, что сложившаяся в полицейском ведомстве практика требует появления начальника, не связанного с внутренними группировками и не замешанного в борьбе интересов. По этим словам уже можно судить, насколько сильны в полиции кумовство, местничество, подсиживание и проталкивание «своих». Всю эту годами сформированную порочную систему грозит нарушить «чужак». Неудивительно, что против него мобилизованы все силы, стремящиеся сохранить нынешнее положение вещей.
Ситуация в полиции становится все хуже. Случаи необоснованного и противозаконного применения силы, коррупционные и сексуальные скандалы подточили репутацию стражей порядка. Так, например, «дело Пинто» выявило целую систему обмена «служебными услугами» между высокопоставленными офицерами полиции и известными раввинами. Причем главным подозреваемым по этому делу стал руководитель спецподразделения по борьбе с мошенничеством Менаше Арбиве.
Последний скандал, который проверяется сейчас государственным контролером – пышные проводы в отставку предыдущего генерального инспектора полиции Йоханана Данино, которые обошлись в 410 тысяч шекелей.
Скорее всего, общественности известно далеко не о всех злоупотреблениях. Новый генинспектор, не связанный с полицейской элитой, может положить конец как коррупции и растратам в полиции, так и их замалчиванию.
Существует и конспирологическая теория назначения Гирша, согласно которой оно сделано по указанию Нетаниягу, отвергнувшего кандидатуры тех, кто занимался расследованием коррупции в высших политических кругах. Другие обозреватели, напротив, считают, что именно «человек со стороны» сможет довести эти дела до конца – а потому потенциальные фигуранты препятствуют его назначению.
Если Гирш все же станет генеральным инспектором полиции, то ему не позавидуешь. Ему придется разгребать настоящие авгиевы конюшни, встречая на каждом шагу явное и скрытое противодействие собственных подчиненных. Не случайно от этой спорной должности до него отказались три армейских генерала.
Шум вокруг назначения Гирша выявляет еще одно тревожное явление в наших силовых структурах – ревность и конкуренцию между различными ведомствами и подразделениями. Эта тенденция вредна везде, но особенно там, где речь идет о безопасности граждан и государства.