Zahav.МненияZahav.ru

Воскресенье
Тель Авив
+21+14

Мнения

А
А

Посттравма, как элегантный перформанс на "Задворках" у Ури Катценштейна

Катценштейн - один из тех революционных художников, которые нарушают стандарты и стирают границы между различными художественными медиями.

31.08.2015
Источник:mnenia.zahav.ru
Zahav.ru пресс-служба

Ури Катценштейн - израильский художник, скульптор, музыкант, реформатор, перформер, создатель музыкальных и звуковых машин. Видео-арт, саунд, эксперименты, трансформации и музыкальные роботы - также неотъемлемые части его искусства. Персональная выставка Катценштейна "Задворки" в Тель-Авивском музее - это мультижанровое путешествие между иудаизмом и научной фантастикой, между прошлым и будущим, и это картина многогранной деятельности Ури Катценштейна от 1980-х годов до наших дней. Деятельности весьма эксцентричной. 

Zahav.ru undefined

 

Катценштейн - один из тех революционных художников, которые нарушают стандарты и стирают границы между различными художественными медиями. Его творческий эксперимент захватывает эмоционально и буквально: зрители становятся неотъемлемой частью его шоу. Ури Катценштейн также преподает, проводит мастер-классы, пишет музыку и периодически выступает на рок-сценах: когда-то в юности в Нью-Йорке это бывало часто, в Израиле - реже, хотя его выступления с "Некамат ха-Трактор" остались в памяти. И еще он придумывает новый алфавит нового языка, который вскоре понадобится человечеству. Вскоре - это в будущем, которое уж наступило. По крайней мере, для Катценштейна - обаятельного провидца-революционера, рутина которого - это неустанно поражать и удивлять. Его персональная ретроспективная выставка "Задворки" в Тель-Авивском музее оказалась настолько удачной, что ее работу продлили до начала октября. Спешите видеть то, что сам Катценштейн называет элегантным перформансом: "Вся наша планета страдает от постравмы. Мы все - вы, я, они - в различной степени пережили те или иные катастрофы, личные или коллективные травмы. Живем в тени их руин в 21 веке, в тени ожидания угрожающей апокалиптической последующей катастрофы. Но я умею превратить все это в изящный перформанс". А также в яркий, немного нагловатый, забавный перформанс. Без чувства юмора сюда лучше не приближаться, особая серьезность не приветствуется, также как и попытки узнать все "как" и "почему". Но, кое-что Ури Катценштейн все-таки объясняет. 

Zahav.ru undefined

 

- Ури! Что это за иероглифы - еще один язык в каталоге и на подписях к работам? Древнеазиатский забытый шрифт? Что за загадочная письменность?

- Это самый новый язык на планете. Я его разрабатываю с 1999 года - с тех пор, как мне надо было сделать экспонат в виде книги с шрифтом Брайля для слепых. Я придумал соответствие между моими буквами и шрифтом и английским языком. Это пока что альтернативное графическое представление английского языка, но на деле - это язык будущего. Я собираюсь его развивать - и фонетику и грамматику. Вы уже, конечно, вспомнили об эсперанто. Эсперанто был сухим языком, не эмоциональным. А мой язык будет полон новых понятий для чувств, эмоций, страстей, для будущего. Я не имею в виду технологические новшества. Вспомните "Солярис" Тарковского, романы Станислава Лема - великие фантасты писали о чувствах, а не о технологиях. Я напишу на новом языке поэму, сочиню музыку. Песни запоминаются легче, дольше помнятся.

Новый язык - это только один из экспонатов выставки "Задворки" - multi-life show, размещенной в трех залах. В зале на первом этаже музея - черно-белое видео, трансформации лица, тела, речи. В нижнем зале, разделенном на две половины - скульптуры, инсталляции, музыкальные машины-роботы, снова видео - цветной разнофоновый "Шторм". Первая половина - воспоминания. Вторая - настоящее и будущее. Воспоминания - это то, что Катценштейн принес в музей из своей студии в южном Тель-Авиве, воспоминания, сконцентрированные в вещах с заднего двора. Задворки, размещенные с присущей художнику элегантностью на разных уровнях гигантской деревянной этажерки. Что-то осталось за кулисами, а на полках - мир художника за последние 35 лет, множество аксессуаров. Мир, в который с удивлением попали клоны Ури - раскрашенные скульптурные фигуры с лицом самого Катценштейна, ярко и необычно одетые. Андрогинные, эмоционально заряженные и немного тревожные мутирующие клише. Части игры-ритуала в преддверии будущей красивой постапокалиптической реальности. Короткие майки не скрывают того, что у всех них нет пупка. Эту инсталляцию можно обходить по кругу много раз, каждый раз открывая что-то новое.

Zahav.ru undefined

 

- Вы правильно подметили - пупка у них нет. Это пришельцы из будущего, попавшие в мир старых вещей и моих воспоминаний. Каждая вещь здесь мне дорога. У каждой - свой рассказ. Из этих рассказов соткана жизнь. Эта выставка - о будущем. А как в будущем будут появляться люди еще неизвестно. Пупка у них не будет, хотя надеюсь, что чувства и эмоции сохранятся. Этот зал не оформлен, как зал классической скульптуры - я не думал о фэн-шуй или икебане. Это рандомальная рутина - моя рутина, моя студия. 

- На части экспонатов - ваша кровь. В буквальном смысле: символы на картах этой колоды нарисованы вашей кровью. Так вы передаете свой ДНК потомкам?

- Это провокационная вещь, сделанная в дни молодости в Нью-Йорке, когда я был дерзким шумным реформатором. Шум и какофония для меня были важнее музыки. Мне хотелось кричать, меня распирало от чувств, тело стало одним из моих инструментов, и лучше всего это видно в скульптуре. Но всe это - ни в коем случае, ни нарциссизм. Я использую свое тело, как некий инструмент для выражения своего искусства. А эти карты - моя реакция на окружающий мир. Кровь - это мы, наш внутренний мир, наша приватность, гены, семья. А вокруг - внешний мир: музей, посетители. Это колода - часть тела и часть личности в этом хаотичном нагромождении вещей и экспонатов, в попытке инвентаризации. Можно сказать, что это мой дневник, архив различных периодов работы. Все это - мой творческий инвентарь, вещи из прошлого и связь с будущим. Я уверен, что в будущем вещи выйдут из-под контроля. Мы не сможем ими управлять, контролировать их, а вот чувства и эмоции останутся с нами. Я просто приносил в этот зал вещи из своей студии и расставлял по полкам. Хотел показать свою жизнь, свое движение, как израильского художника… Но, конечно, есть в этом некая интрига, неуловимые элементы игры. 

- Вы - на все руки мастер, играли в рок-ансамблях в США и в Израиле, конструируете музыкальных роботов, занимаетесь видео. Мультижанровый, мультидисциплинарный художник. Ваш собственный язык - это смесь знаков из областей скульптуры, видео-арта, музыки, исполнительского искусства, звука.

- Я - гибрид. Большинство моих работ - гибридны, я соединяю различные медиа и подходы. Не просто собираю музыкальный автомат, а исследую то, как музыка может стать визуальной. Я исследую отношения между человеком и машиной в контексте современной культуры. Звуки и музыка связаны с движением, и поэтому являются прекрасным средством для передачи идей, для дискуссии, для видения общего и конкретного, личного. Это выставка для меня - возможность дистанцироваться от самого себя, посмотреть на себя со стороны, ведь я физически присутствую в каждом экспонате. Телесность - одно из центральных понятий этой выставки, как и музыка. 

Zahav.ru undefined

 

Творчество Ури Катценштейна - это artmaking. Цвет, материя, форма и звук, создающие новый визуальный язык, новый метафорический мир со слоями от юмора до угрозы. Центральная ось этого гибкого модульного мира - человек, тело, психологические эффекты. И немного робототехники, движения между прошлым и будущим. Его кинетические скульптуры в режиме реального времени воспроизводят музыку без вмешательства человека. Его перформансы, шоу и выставки - театральны, со своей драматургией и музыкой, с искусно и искусственно созданными неожиданными ситуациями, вкрапленными абсурдными символами. Ури Катценштейн легко переходит из жанра в жанр, создавая "мультисенсорное" зрелище. Он отменяет демаркационную линию между "я" и "другой", между "объектом" и "субъектом", "зрителем" и "экспонатом". Публика становится частью театрального замысла, его шоу. В этой выставке - динамика метафоричного воображаемого мира, где звуки можно увидеть, а скульптуры услышать. Зрителей приглашают к участию в экстриме, в переживаниях, в приключениях на пути в будущее, в мир, показанный в третьем зале, где сделанные из бронзы скульптуры покрашены густо-серой, а огромный бюст, вырастающий из земли - ярко-алой "промышленными" красками и походят на пластиковых кукол. И где проецируется на стене видео "Шторм" о мире вещей - мире, где людей уже нет, а вот вещи путешествуют, как планеты в разноцветной вселенной, плавучие структуры, островки в ролевой игре. Вещи, потерявшие в бур своих хозяев и потому первоначальный смысл и предназначение. Эти образы, эти предметы очень походят на вереницу растерявшихся в погоне за призрачным людей в круговой концепции времени в мире плывущем, хаотичном и провокационном. У каждого - свой маршрут, своя дорога. 

Катценштейн балансирует между "странным" " и "привычным", между рутиной и соблазном, между интимностью и идентификацией. Он экспериментирует, играет с чувствами и создает альтернативу существующему положению вещей. У Ури Катценштейна своя уникальная ниша в израильском искусстве. Он известен, но его работы, сочетающие фэнтези, грезы, технологии, современную эстетику и социальные интерпретации - не коммерческие. А в своих "звуковых произведениях" он смешивает хасидские песни, классику, поп, рок, электронную музыку, старые израильские песни и свои авторские сочинения. Преобразует и манипулирует, будучи столь щедрым на нюансы творчества и столь точным в балансе между стилями. Собственно говоря, у Ури Катценштейна стиля нет. Есть - сам Ури Катценштейн и будущее. Стиль требует определенных границ, а у Катценштейна невозможно угадать, что он придумает в следующий раз. 

Zahav.ru undefined

 

******

Ури Катценштейн родился в Тель-Авиве в 1951 году. Он - единственный сын у своих родителей, успевших сбежать из Германии до Катастрофы. Посещал художественную школу в Тель-Авиве. В юности играл на музыкальных инструментах и участвовал в нескольких музыкальных коллективах. В армии был санитаром, воевал в Войну Судного дня, был контужен. В 1972 году учился в течение года в Академии скульптуры в Милане, но вернулся в Израиль. В середине 1970-х уехал изучать искусство в Сан-Франциско, позже перебрался в Нью-Йорк, где стал весьма заметной фигурой в мире авангардного искусства, в междисциплинарном художественном пространстве, играл в группе BonTon, выступал под именем Йом Гагатци. В 1985 году он вернулся в Израиль, выступал с музыкантом Ноамом Галеви в рок-операх "Мидас" и "Самара" Хилеля Миттельпункта группы "Некамат ха-Трактор". В 2001 году Катценштейн представлял Израиль на Венецианском биеннале серией раскрашенных бронзовых статуэток - клонов художника в движении. На биеналле в Буэнос-Айресе в 2003 году он был награжден первой премией. В России он выставлялся несколько раз - в начале 1990-х в Москве, через несколько в Санкт-Петербург, там же - в 2003-м году на международной выставке видео в Русском музее. В Израиле его крупная персональная выставка "Послание" проходила в Музее Израиля в Иерусалиме в 1993 году - там в основном были представлены странные гибридные машины. В различных галереях его шоу устраиваются постоянно. Сегодня Ури Катценштейн работает в Тель-Авиве и преподает скульптуру в Хайфском Университете.

Куратор выставки Ури Катценштейна "Задворки" - Варда Штейнлауф. Выставка продлится до 5 октября 2015 года.

Часы работы Тель-Авивского музея искусств: воскресенье - закрыто; понедельник, среда, суббота - с 10-00 до 18-00; вторник, четверг - с 10-00 до 21

Страница Ури Катценштейна на сайте современного искусства Pinzeta-art 

Фотографии предоставлены пресс-службой Ури Катценштейна

Читайте также

Комментарии, содержащие оскорбления и человеконенавистнические высказывания, будут удаляться. Пожалуйста, обсуждайте статьи, а не их авторов.