Читайте также
Русскоязычных израильтян опять будоражат разговорами о появлении особой процедуры прохождения гиюра, которая позволит избежать издевательств со стороны главного раввината. Обман состоит не только в том, что если пройти облегченный гиюр в каких-то "альтернативных" структурах, то раввинат его не утвердит. Аморальные политики, пытающиеся заручиться голосами новых репатриантов, предлагают светским людям изучать иудаизм не из духовной потребности, а ради изменения статуса. Партийные лидеры врут избирателям: они просто не готовы бороться за такое решение проблемы, которое позволило бы репатриантам-неевреям вступать в брак без выезда за границу и без компромиссов со своей совестью.
Каждая общественная дискуссия о гиюре отдаляет решение проблем израильтян, не являющихся евреями по Галахе. К этой категории израильтян относятся в основном новые репатрианты, принимаемые Израилем на основании Закона о возвращении, и члены их семей. "Нехорошая" запись в удостоверении личности не мешает им учиться, работать, служить в армии, участвовать в выборах. Но вот жениться в Израиле они не могут, так как институт брака у нас религиозный. Поэтому самый плохой вариант "смешанной" семьи: папа-еврей, а мама-нееврейка - ее дети тоже считаются таковыми и передают "эстафету неполноценности" своим детям. Не случайно на курсах гиюра больше всего женщин.
На днях появилось сообщение о создании центров "Гиюр ке-Галаха". Эту сеть курсов подготовки к гиюру возглавляет раввин Нахум Рабинович, глава ешивы в Маале-Адумим, представитель национально-религиозного лагеря. Из названия новой структуры можно понять, что в ней подготовка к гиюру будет вестись по всем канонам. Больше того - раввины, единомышленники Рабиновича, намерены предлагаемую ими процедуру перехода в иудаизм распространить в первую очередь на детей, которых предполагается для закрепления усвоенного определить в религиозные школы.
Сеть "Гиюр ке-Галаха" будет независимой от Главного раввината. Как считают ее руководители, Израилю очень важно, чтобы сотни тысяч репатриантов-неевреев перешли в иудаизм, а Главный раввинат недопустимо тормозит этот процесс. Но Главный раввинат совершенно не склонен разделять надежду раввина Рабиновича на превращение гиюра в массовый вид спорта. Ультраортодоксы убеждены, что окончив курс иудаизма, новообращенные осквернят первую же субботу. Кое-кто из раввинов рекомендует прекратить допуск в Израиль репатриантов-неевреев.
Создатели центров "Гиюр ке-Галаха" - сторонники религиозного сионизма. Но представитель консервативного крыла этого движения раввин Хаим Друкман, руководитель ешив "Бней-Акива", категорически против "самодеятельности" в проведении процедуры гиюра. Он говорит, что за сохранение еврейского характера Государства Израиль отвечает Главный раввинат и попытки обойти его чреваты непоправимыми последствиями.
Все эти споры сводятся исключительно к одному вопросу: в каком из религиозных учреждений следует проходить гиюр? В этом подходе много демагогии и той самой казуистики, против которой борются "сторонники прогресса"!
Начнем с того, что идея разрешить прохождение гиюра не по месту жительства предполагает наличие "плохих" раввинов, которые издеваются над желающими перейти в иудаизм, умышленно затрудняют достижение ими этой цели, и "добрых" раввинов, якобы позволяющих стать евреем быстро и просто . Но на самом деле любой раввин (не будем упоминать редчайшие случаи ускорения процедуры гиюра людьми нечестными) придерживается установленных правил приобщения нееврея к иудаизму. Я общался со многими репатриантами, проходившими гиюр, - никто из них не жаловался ни на издевательства, ни на искусственно создаваемые препятствия. Поэтому несерьезной была затея авторов закона, принятого в прошлую каденцию: они хотели уверить нас, что если один израильтянин отправится для перехода в иудаизм из Беэр-Шевы в Хайфу, а другой - из Хайфы в Беэр-Шеву, то это улучшит ситуацию с прохождением гиюра.
Ультраортодоксальные авторитеты - с их точки зрения - совершенно правы в том, что не хотят менять существовавшие веками правила. Можно понять и то, что они считают профанацией любые способы ускоренной записи в евреи более чем 300 тысяч граждан Израиля! Несколько лет назад СМИ - особенно русскоязычные - гневно протестовали против решения Главного раввината, отменившего гиюр, который проходили солдаты-репатрианты в рамках службы в ЦАХАЛе. Но будем объективными: хранители еврейских традиций искренне считали, что в армии нет условий для соблюдения религиозного образа жизни, - по этой же причине они возражают против призыва харедим на воинскую службу.
Без сомнения, представители национально-религиозного лагеря всем сердцем желают приобщить как можно больше новых репатриантов к еврейским и сионистским ценностям. Но они не должны из самых лучших побуждений вводить в заблуждение репатриантов и обещать быстрое решение их проблем. Будем откровенны: в борьбе религиозных сионистов и ультраортодоксов за души потенциальных геров присутствуют и политические соображения. Лидеры обоих течений хотели бы расширить ряды своих сторонников и избирателей - этому может способствовать контроль над курсами по прохождению гиюра.
Проблема нынешних - и будущих - репатриантов - в том, что современный ортодоксальный иудаизм не готов к осмыслению глобальных перемен в еврейском мире. Нельзя брезгливо отворачиваться от процессов секуляризации и ассимиляции, презрительно игнорировать "некошерных" евреев. Некоторые мудрые еврейские мыслители говорили о том, что недопустимо отталкивать от нашего народа и навсегда терять его детей, поглощаемых другими нациями. Иудаизм выжил в сложнейших исторических испытаниях, потому что всегда был гибким и умел отвечать на вызовы времени. Сегодня нужны какие-то революционные религиозные постановления: возможно, следует признать евреями тех, у кого только отец - еврей. Пусть люди, более умные и авторитетные, чем я, думают об этом.
Пока же приходится признать формальную правоту ультраортодоксов, требующих ограничить алию! Если принятый в еврейском государстве Закон о возвращении не соответствует религиозным предписаниям и превращает тысячи репатриантов в неполноценных, дискриминируемых граждан, то, наверное, гуманней было бы не допускать в Израиль "некошерных" репатриантов. Или следует внести в Закон о возвращении пункт: дети и внуки неевреек обязаны после приезда в Израиль проходить гиюр, а в противном случае - выезжать за границу за свой счет для оформления брака. Тогда люди еще в стране исхода будут знать, на что идут, а, став израильтянами, не смогут предъявлять претензии.
Потерявшие стыд политики могут напропалую врать нам, что обеспечат массовое "обгиюривание" алии, - это не только невозможно, но и унизительно для репатриантов! Русские, украинские, литовские женщины, выходившие замуж за евреев, разделяли судьбу нашего народа, но не видели причин стыдиться своей национальности. В Израиле им объясняют, что если они хотят быть "как все", то обязаны отказаться от своих корней и пройти гиюр.
Подавляющая часть выходцев из бывшего СССР - люди светские и такими останутся. Аморально загонять их в тупик, единственный выход из которого - обманывать Главный раввинат и делать вид, что они решили выполнять заповеди Торы.
Почему неевреи, связавшие свою жизнь с евреями, не могут жить в Израиле, сохраняя достоинство и уважение к своей культуре? Почему нигде в мире не пытаются стать французами или китайцами? Еще Козьма Прутков издевался над подобными порывами в стихотворении "Желание быть испанцем".
Практически единственная причина, создающая у части алии душевный дискомфорт, - невозможность для "смешанных" пар оформить брак в Израиле. Наши политики затверженно произносят фразы о еврейском и демократическом государстве, не задумываясь о том, как далеко от демократии и просто дико то, что тысячи граждан должны ездить за границу для получения свидетельства о браке (на это идут и некоторые уроженцы страны, из-за антирелигиозных убеждений не желающие пополнять бюджет Главного раввината). Если решить эту проблему, исчезнет необходимость в прохождении гиюра сотнями тысяч новых граждан Израиля. Главный раввинат напрасно тревожится: эти люди совсем не хотят врать, выдавать себя за евреев. Их вполне устроила бы возможность зайти в мэрию или другое государственное учреждение и после уплаты положенного взноса получить документ о вступлении в брак. А подавляющее большинство израильян и без принуждения будут праздновать свадьбы под хупой - а также делать сыновьям брит-милу и отмечать бар-мицву.
Почему наши ультраортодоксы так противятся введению светских браков? Во-первых, это лишит Главный раввинат его влияния. Во-вторых, это чревато для него сокращением финансовых поступлений и потерей многих рабочих мест. Что ж, надо платить за то, чтобы Израиль становился нормальным современным государством!
Ультраортодоксов особенно страшит отделение религии от государства. Но введение института "гражданских союзов" возможно и без таких "крайностей". Тем не менее в Израиле почти нет партий, последовательно борющихся за высвобождение брака и развода из-под контроля Главного раввината.
Лидеры НДИ очень болезненно реагируют на любую критику. Но кто виноват, что они упорно отказываются вспоминать свои прежние обещания! Более честное поведение сохранило бы доверие к ним многих избирателей и... обезоружило критиков.
Компромиссную идею "гражданских союзов" предложил покойный депутат от НДИ Юрий Штерн. Перед выборами 2009 года обязательство о введении "гражданских союзов" было важнейшим пунктом программы НДИ. Депутат Давид Ротем разработал соответствующий законопроект. Но в 2010 году кнессет утвердил этот закон в урезанном виде: депутаты одобрили регистрацию браков между двумя неевреями. Основной части "негалахических" евреев из нашей алии это не касалось. НДИ обещал через восемь месяцев распространить действие закона на всех израильтян. Но духу не хватило. Это сейчас, оказавшись в оппозиции, НДИ изображает борца с мракобесами, а тогда он не осмелился отстаивать до конца закон Ротема. Кстати, принятый в 2010 году куцый закон предусматривал, что даже браки между неевреями будет регистрировать (естественно, не безвозмездно) Главный раввинат. Издевательство над здравым смыслом!..
С тех пор наша "русская" партия о светских браках не заикается и уверяет избирателей, что придумает какие-то хитрости для облегчения процедуры гиюра. Хитрости не нужны! Надо открыто требовать важнейшего демократического нововведения, которое позволит всем гражданам страны оформлять брак в государственном учреждении. А гиюр пусть проходят только те, кто созрел для этого духовно, кто хочет постичь мудрость Торы и соблюдать еврейские заповеди.