Читайте также
Глава партии "Еш атид" Яир Лапид заявил, что на ближайших выборах за пост главы правительства будут бороться два человека - Биньямин Нетаниягу и он. Лапид исходил из того, что выборы пройдут в начале 2016 года и в "Ликуде" не успеют провести праймериз и выбрать нового главу партии. Таким образом, Яир Лапид впервые заявил о себе, как о лидере левоцентристского лагеря.
Ни в коем случае не оспаривая претензии Яира Лапида на пост премьер-министра, хочу высказать несколько мыслей о лидерах нации и о претензиях всех остальных на высокие кресла.
Совершенно не факт, что слово "лидер" обязательно совпадает с понятиями "премьер", "король" или "президент". Номинальным руководителем государства может быть один человек, а настоящим, признанным народом лидером нации - совершенно другой. История полна примеров такого лидерства. После начала Второй мировой войны главой правительства Великобритании оставался вялый и безынициативный Невилл Чемберлен, затеявший "странную войну" и не способный реально остановить нацистов. А лидером британской нации уже тогда был Уинстон Черчиль, призывавший нанести удар по нацизму, пока тот еще не окреп. Во время той же войны главой французского государства официально считался Анри Филипп Петен, но лидером французов - Шарль Де Голль, бывший всего лишь полковником.
Понятие "лидер" четко определено в мемуарах многих политиков. Если выводить некое среднее понятие, то лидером нации можно назвать человека, который способен сделать то, на что неспособны все остальные. Если человек идет по пути, проторенному предшественником, если он не способен на резкие повороты, на неожиданные решения, которых требует текущая ситуация, называть его "лидером" было бы неверно. Лидер не боится резких поворотов. Лидер не стесняется называть вещи своими именами. Лидер не сопоставляет свои действия с действиями других людей. Он не ведомый, а ведущий. Он предлагает и настаивает на своей правоте, даже, если остается в меньшинстве.
Лидеров часто не понимают, не принимают и осуждают. И это тоже часть их лидерских проблем. Того же Черчилля критиковали "за агрессивность", когда в 1938 году он предупреждал о недоверии Гитлеру. Того же Де Голля осуждали за "попытку уничтожить Францию", когда он из Лондона призывал к сопротивлению. Лидеров критиковать легко. Их суждения чаще всего резки и неординарны, они осознаются и вопринимаются не сразу. Лидеры не политкорректны. Лидеры независимы. Лидеры почти всегда идут "против всех", но не уходят от ответственности за свои решения. Конечно, лидеры могут и ошибаться (возьмите Ариэля Шарона с его размежеванием). Но управлять странами и народами должны именно они.
Были времена, когда Израилем управляли лидеры. Только лидер нации, такой, как Давид Бен-Гурион мог объявить о создании государства Израиль вопреки мнению президентов и премьер-министров всех ведущих стран мира. Только лидер нации Менахем Бегин мог отдать приказ о бомбардировке иракского ядерного реактора, невзирая на разногласия в своем же кабинете и во всем израильском обществе. Вспомним Голду Меир, принявшую совершенно неполиткорректное и несоответствующее международному праву решение об отстреле террористов, устроивших теракт в Мюнхете, Леви Эшколя, разрешившего нашим ВВС нанести превентивный удар по Египту в 1967 году вопреки запрету основных союзников - США и Франции.
А что сегодня? Тот же Яир Лапид потерял право называться лидером нации после совершенно бесцветной каденции на посту министра финансов. У него была огромная сила, у него было 19 мандатов. Он мог принять и продавить любое решение на благо народа и государства. Но он предпочел идти по пути своих предшественников, предпочел не ссориться с чиновниками, предпочел "отсидеться в обороне". Сегодня своими действиями в ключевых министерствах (а вернее полным бездействием) лишают себя права называться лидерами Моше Кахлон и Нафтали Бенет. Страна ждала от них решительных действий, а получила лишь отдельные показательные акции.
В мире настает время лидеров. Когда ситуация спокойна и умиротворена, страны могут позволить себе выбирать премьеров и президентов, идущих в ногу, подчиняющихся указаниям и зависимых от большинства. В моменты перелома (а Израиль без всяких сомнений заходит именно в такой период) народу нужен лидер. Нас не спасут от расширяющихся угроз "ни миротворцы", ни "либералы", ни "политкорректные". Только тот, кто способен принимать нестандартные решения и отвечать за их последствия, должен претендовать сегодня на место премьера. Иначе нас ждет крах. Быстрый и беспощадный. Уж слишком много сил нам хотят его сегодня устроить.