"Бюджет на будущий год, скорее всего, все-таки примут, - заявил на встрече с русскоязычными журналистами глава НДИ Авигдор Либерман. - Но достигнуто это будет дорогой ценой".
Авигдор Либерман провел в понедельник в Ришон ле-Ционе встречу с русскоязычными журналистами. На ней он изложил свой взгляд на работу правительства, которую он в этом году впервые за долгий срок наблюдал со стороны. Разумеется, представителей прессы больше всего интересовало, по-прежнему ли уверен глава НДИ, что правительство не сможет работать, и не позднее весны 2016 года Израиль ожидают новые выборы. В частности, не станут ли причиной распада коалиции споры о бюджете, который предстоит принять?
"Израиль - такая страна, где возможны всякие чудеса, - ответил Либерман. - Если это произойдет, то не сейчас. Я уже очень долго, может быть, лет двадцать очень плотно занимаюсь бюджетными вопросами, но такой странной ситуации, как сейчас, не припомню. Никто не может ответить на вопрос, на что уходят деньги. Я могу поименно назвать министров, которые будут голосовать против проекта бюджета. Тем не менее, через правительство бюджет, скорее всего, пройдет".
"Сложнее в Кнессете, - продолжал Либерман. - Я напомню, что для принятия бюджета необходим 61 голос. То есть, если кто-то из депутатов от коалиции хотя бы просто не явится на заседание Кнессета, бюджет принят не будет. Разумеется, у каждого депутата есть свои избиратели, и он попытается это использовать. Начнется такой шантаж, какого еще не бывало. В результате бюджет все-таки примут, но с дефицитом намного выше запланированного. Между тем, глава Банка Израиля Карнит Флуг на днях уже предупредила, что дефицит бюджета уже сейчас больше, чем принято думать. Это очень серьезное заявление. Международные рейтинговые агентства внимательно следят за тем, что у нас происходит, и могут понизить кредитный рейтинг нашей экономики. А что такое снижение кредитного рейтинга? Те, кто выплачивают машканту, тут же почувствуют это на себе. И вот тогда начнется такое, что может развалить коалицию правительство".
Журналисты спросили, не протянет ли в этом случае НДИ падающему правительству руку помощи, войдя в коалицию, как уже бывало в прошлом. "Я знаю, как возникают такие слухи, - ответил Либерман. - Сам много лет проработал в канцелярии главы правительства и, можно сказать, изобрел этот прием. Это все нужно, чтобы взять оппозицию на испуг". Либерман напомнил, что НДИ ничего не мешало сразу после выборов войти в коалицию на условиях достаточно льготных для набранного числа мандатов - два министерства, одно из которых МИД.
"Мы ведь не вступали в коалиционные торги с изначальным намерением остаться в оппозиции. Перелом произошел, когда мы увидели подписанные Биньямином Нетаниягу коалиционные соглашения с религиозными партиями. И дело даже не в том, сколько это стоило. Все то, чего нам удалось достичь за то время, когда НДИ была в коалиции,- по вопросам гиюра, по вопросам призыва в ЦАХАЛ, по вопросам социального жилья, - отменялось, приносилось в жертву согласию харедим войти в правительство. Это был огромный шаг назад. И мы оказались перед выборами - почетное место в коалиции с двумя портфелями или верность нашим принципам, мы выбрали второе".
По мнению Либермана, все, что произошло в последующие месяцы, подтвердило правильность этого выбора. Глава НДИ особенно сетовал на то, что оставленный им МИД, в сущности, еще толком не начал работать, хотя требуется оперативно реагировать на очень серьезные вызовы. Да и правительство в целом достойно ответить на эти вызовы не способно.
Вместе с тем глава НДИ не отрицал, что в таком положении "на заборе" - когда партия находится в оппозиции, не разделяя ценностей большинства оппозиционных партий и имея возможность поддержать правительство извне, есть свои преимущества. Иногда удается их использовать. Так удалось ввести Роберта Илатова в комиссию по назначению судей, и это первый случай, когда русскоязычный депутат допущен к рычагам воздействия на судебную систему Израиля. Хаммад Амар вошел в комиссию по назначению друзских религиозных судов. А вот проблему пенсий репатриантам, прибывшим в страну в возрасте старше 40 лет, решить не удалось. Хотя правительство пыталось откупиться суммой в несколько сотен миллионов шекелей в обмен на поддержку проекта бюджета, но этот компромисс был отвергнут.
Читайте также
Несколько резко прозвучал вопрос, не потеряла ли НДИ в последние годы свой "русский акцент" и не превратилась ли в еще одну израильскую партию. Либерман в ответ порекомендовал обращать внимание не на акцент, а на то, что партии делают для репатриантов:
"Изучите все последние документы, которые исходят из правительства, и вы увидите, что ни для какой другой партии "русских" как отдельной категории населения просто не существует. А мы пытаемся что-то сделать, и избиратель должен это оценить". По словам Либермана, если даже после попытки "точечной ликвидации", предпринятой накануне выборов силами полиции и ведущих ивритских СМИ, НДИ уцелела как парламентская партия", то на будущих выборах она должна набрать 8-9 мандатов.
Напомним, что общая стоимость коалиционных соглашений при формировании нынешнего правительства превысила 8 миллиардов шекелей. Чтобы восполнить бюджетный дефицит, в черновом проекте бюджета, который предложил во вторник 4 августа министр финансов Моше Кахлон, предусмотрен ряд сокращений. На несколько лет будут отложены десятки важных программ, в том числе, программа по уменьшению числа учеников в классе и программа по укреплению зданий на случай землетрясения.