Государство ЦАХАЛ
Фото: Getty Images
Государство ЦАХАЛ

Говоря о комиссии Локера, необходимо прежде всего задаться двумя вопросами: почему подобные комиссии постоянно создаются и почему их рекомендации не никогда не выполняются? 

Доктрина ЦАХАЛа, сформированная на заре существования государства, давно нуждается в пересмотре, и это признают сами военные. Яростный противник нынешних рекомендаций, министр обороны Моше Яалон два года назад сам предлагал проект реорганизации армии, в частности, серьезное сокращение ее численного состава. 

Страна по-прежнему окружена врагами, но изменился характер войн и политический контекст, в котором Израиль вынужден противостоять и глобальным угрозам и террору. Изменилась и армия. Она стала сильнее, квалифицированнее, боеспособнее – и богаче.

Вполне оправдано, что еврейское государство стоит в первых рядах по показателям оборонных расходов на душу населения. Но с каждым годом растет доля военного бюджета, которая тратится не на вооружения и подготовку солдат, а на пенсии, зарплаты, пособия, выплаты резервистам. С 2014 года эта часть расходов составляет уже более половины бюджета министерства обороны. За последние 6 лет только выплаты по пенсиям выросли на 90%. Год от года на каждого военнослужащего боевых войск приходится все больше сотрудников бюрократической машины, имеющих практически те же льготы. 

Армию уже называют государством в государстве, подобно Гистадруту. При этом нельзя не признать, что это государство заботится о своих «гражданах» лучше, чем наше общее – правда, в ущерб остальным. Расходы на здравоохранение, образование и социальное обеспечение все сильнее урезаются в пользу обороны.

Комиссия генерала-майора запаса Йоханана Локера попыталась хотя бы частично искоренить это неравенство и ужесточить критерии выплаты пенсий и пособий. Согласно ее рекомендациям, полноценную пенсию должны получать лишь кадровые военные, служившие в боевых частях, – остальным предлагается при увольнении разовая выплата в размере 700-900 тысяч шекелей.

Эти выводы возмутили и армейское командование, и министра обороны Яалона, который даже отказался явиться на совещание с премьером Нетаниягу и главой комиссии Локером.

В отчете и правда много спорных моментов. Например, реформы снизят мотивацию молодежи к службе в кибервойсках, которые чрезвычайно важны в современной военной стратегии, но не подпадают под категорию боевых.

Еще одно требование комиссии – сделать бюджет армии более прозрачным и постоянным хотя бы в течение несколько лет. Действительно, для казны самыми болезненными оказываются даже не запланированные расходы на оборону, а дополнительные вливания, которые постоянно требует армия. В среднем на оборонные нужды в год выделяется на 5-7 миллиардов шекелей больше, чем предусмотрено, и это не считая военных операций. Локер предлагает не сокращать военный бюджет, а оставить его на прежнем уровне и зафиксировать на 5 лет с привязкой к индексу цен. Но этому предложению, как и прежним планам по сокращению оборонного бюджета, рано или поздно помешает новая военная операция или новая угроза.

Прозрачность армейских финансов – самый больной вопрос. Принцип секретности открывает армейским чиновникам большой простор для злоупотреблений. Недавно в СМИ появились публикации, рассказывающие, что часть денег, полученных ЦАХАЛом на восстановление ущерба от операции «Нерушимая скала», была потрачена на другие цели и проекты. Журналисты рискнули предположить, что армии выгодна любая эскалация, поскольку она дает повод требовать экстренного увеличения бюджета. Отсюда рукой подать до самых страшных подозрений: не готовы ли военные провоцировать столкновения? Или, по меньшей мере, не предотвращать их? 

Но поможет ли тут прозрачность? Можно ли гарантировать, что чиновники минфина или даже специалисты смогут заранее верно оценить целесообразность тех или иных оборонных расходов? Вспомним, сколько нареканий и даже насмешек вызвал в свое время дорогостоящий проект «Железный купол» - и сколько жизней он спас потом. Полностью контролировать армию невозможно; народ и правительство должны ей доверять. И это главная проблема, которую поднимает отчет Локера. 

До сих пор ЦАХАЛ обладал самым высоким кредитом доверия среди всех государственных институтов. И сегодня противники Локера заявляют, что подобные комиссии подрывают уважение к защитникам страны, представляя их интересантами и вымогателями. В свете тотального кризиса между обществом и властью такая смена отношения к армии выглядит вполне реальной, но она может дорого обойтись нам всем. 

Впрочем, рекомендации Локера наверняка ждет судьба всех остальных отчетов и комиссий по реформированию оборонной сферы – они не будут выполняться. Многие считают, что Нетаниягу просто не захочет ссориться с генералитетом. Но прежде всего Израиль в целом не готов посмотреть на свою армию другими глазами. Государство ЦАХАЛ существует с полного одобрения большинства населения. Оно не только гарантирует существование еврейского государства, но часто подменяет его, выполняя социальные, воспитательные, образовательные функции. Правда, это говорит скорее не о необходимости сохранения армии в неизменном виде, а о недостатках других институтов. Но как бы то ни было, армейская система является одной из базовых ценностей, которая цементирует общество. 

Армия слишком тесно связана с политикой - именно поэтому столь важная для оборонной сферы реорганизация пока нереальна. Израилю нужно сперва перестроить политическую и экономическую системы так, чтобы внутри него стало невозможно существование никакого другого, более сильного государства, будь то Гистадрут, силовые структуры или религиозная община. Само государство должно быть устроено разумно и пропорционально - только тогда можно будет безболезненно преобразовывать отдельные его институты. А до тех пор лучше не трогать ЦАХАЛ – возможно, наиболее полезное и важное из государств в нашем государстве.

counter
Comments system Cackle