Zahav.МненияZahav.ru

Пятница
Тель-Авив
+26+19
Иерусалим
+23+15

Мнения

А
А

Мои дети будут жить по-другому

17-летние юноши, обучающиеся в литовской йешиве в Бней-Браке, уже перестали надеяться на лучшее. Они решили изучать английский язык, математику и компьютеры самостоятельно.

Бар Блиницки
20.07.2015
ShutterStock

Читайте также

Лидеры харедим выступают против изучения базовых предметов в йешивах. С их точки зрения подобного рода интеллектуальная "инвалидность", ведущая к неспособности людей адаптироваться к современной жизни, является приемлемой ценой за сохранение общинной идентичности ультраортодоксального сектора. Они боятся того, что харедим будут интегрированы секулярным обществом

В последние месяцы стало известно о дополнительной отсрочке реализации закона о включении основных учебных дисциплин ("лимудей либа") в программу школ ультраортодоксального сектора. Этот фарс, который продолжается с начала прошлого десятилетия, возмущает не только секулярную общественность, но и ультраортодоксальную молодежь, ради которой и был принят этот закон.

В последние полтора десятилетия лидеры ультраортодоксальной общины, а также их представители в кнессете и правительстве, делают все возможное, чтобы не допустить реализации этого закона. Хаим, Исраэль и Рафаэль, 17-летние юноши, обучающиеся в литовской йешиве в Бней-Браке, уже перестали надеяться на лучшее. Они решили изучать английский язык, математику и компьютеры самостоятельно.

- Хаим, что заставило тебя выступить против политики раввинов, учителей и начать изучение общих дисциплин?

- Моя семья живет в крайней бедности. 11 детей в семье. Отец не работает, Мы живем на мамину зарплату - она учительница в школе в Бейт-Яакове. Жить трудно. У моих родителей нет денег на стоматологическое лечение, в котором я нуждаюсь. Когда у моей сестры разбились очки, мама склеила их клейкой лентой, потому что на новые очки просто нет денег. Я смотрю на своего отца и понимаю, что не хочу быть таким, как он. Я хочу, чтобы у меня была профессия, работа, чтобы у моих детей было все необхолимое.

- Что ты думаешь о позиции, занимаемой лидерами ультраортодоксальной общины, которые не согласны на изучение в йешивах основных дисциплин. Получив профессию, ты можешь оказаться там, где работают секулярные граждане. А потом, возможно, тебе захочется одеваться, как они, разговаривать, как они?

- Нет никакой связи. Я хорошо себя чувствую в качестве ультраортдоксального человека, я не хочу становиться светским гражданином. Я наблюдаю за тем, какой груз лежит на плечах моей матери, как много необходимых вещей отсутствует в нашем доме. Я хочу, чтобы мои дети жили по-другому.

- Рафаэль, что ты изучаешь?

- Я начал работать с базовыми учебниками английского, математики и компьютеров.

- С какими трудностями приходится сталкиваться в процессе учебы?

- Нередко я просто не понимаю того, что написано в учебниках. И мне некого спросить. Некоторые книги не содержат ответов на задаваемые вопросы, и тогда я не знаю, правильно ли я ответил. Я бы хотел также изучать физику, но не нашел подходящих учебников и не знаю, с чего начать.

- Исраэль, в йешиве кто-то знает, что ты начал изучать основные дисциплины?

- О чем ты говоришь! Меня выбросят оттуда немедленно, как только узнают об этом. Меня почти выгнали из йешивы, когда обнаружили оксфордский словарь английского языка под матрасом. Я чудом выкрутился - сказал, что меня просили передать его сестре. Теперь я под особым наблюдением. Учебники я прячу у Рафаэля.

- Вы единственные, кто учится подобным образом? Исраэль?

- Мой младший брат начал тоже интересоваться изучением базовых предметов. Он пытался взять у сестры ее учебник английского языка. Но отец увидел это. Был скандал. Я часто прошу помощи у сестры, если не понимаю что-либо (она учит английский в школе), но боюсь, чтобы об этом не узнали родители.

Абсурд заключается в том, что в то время, как их секулярные сверстники, делают все, чтобы увильнуть от школьных занятий, Хаим, Исраэль и Рафаэль прячутся во время перемен в йешиве, чтобы тайно учить граматику и новые английские слова.

В ходе общественной дискуссии, ведущейся вокруг вопроса изучения основных дисциплин в ультраортодоксальной системе образования, доминируют два подхода: секулярное общество настаивает на введении уроков математики и английского в ультраортодоксальных школах - еще и для того, чтобы харедим могли быть интегрированы израильским рынком труда. В западном обществе в 21 веке человек, не владееющий английским языком, не умеющий пользоваться компьютером на самом базовом уровне, не может нормально функционировать.

Второй подход характерен для лидеров ультраортодоксального сектора, выступающих против изучения базовых предметов. С их точки зрения подобного рода интеллектуальная "инвалидность", ведущая к неспособности людей адаптироваться к современной жизни, является приемлемой ценой за сохранение общинной идентичности ультраортодоксального сектора. Они боятся того, что харедим будут интегрированы секулярным обществом.

Есть еще один подход, еще один голос, который замалчивается ультраортодоксальным обществом, и который не слышат светские граждане. Это голос Хаима, Исраэля, Рафаэля, молодых харедим, которые хотят оставаться частью своей общины, но при этом быть профессионалами, быть способными достойно содержать себя и свои семьи.

Перевод: Г. Франкович

Комментарии, содержащие оскорбления и человеконенавистнические высказывания, будут удаляться.

Пожалуйста, обсуждайте статьи, а не их авторов.

Статьи можно также обсудить в Фейсбуке