Zahav.МненияZahav.ru

Вторник
Тель-Авив
+30+21
Иерусалим
+32+24

Мнения

А
А

Как РФ и Израиль могут уничтожить сделку с Ираном

Финальное соглашение с Ираном по его ядерной программе, заключенное в Вене 14 июля, вызвало настоящий фестиваль оптимизма в западной прессе.

15.07.2015
Источник:Новое Время
Zahav.ru пресс-служба

Читайте также

Соглашение, невыгодное Владимиру Путину и Биньямину Нетаниягу, можно перечеркнуть как минимум двумя способами

Финальное соглашение с Ираном по его ядерной программе, заключенное в Вене 14 июля, вызвало настоящий фестиваль оптимизма в западной прессе. Уже даже звучат призывы номинировать участников переговоров на Нобелевскую премию мира за разрешение одного из самых старых и крупных военно-дипломатических конфликтов современности. Однако радоваться пока немного рано. И вот почему.

Соглашение, заключенное между Ираном и «Шестеркой» (пятеро постоянных членов СБ ООН и Германия) при участии Европейского Союза, весьма объемно, но в коротком пересказе предусматривает следующие условия.

- Иран демонтирует две трети центрифуг, обогащающих уран, перепрофилировав подземный, защищенный от авиаударов, ядерный центр у города Фордо.

- Иранские запасы низкообогащенного урана будут сокращены на 96% - до 300 килограммов. Этого не хватит для создания даже одной бомбы. Излишки радиоактивного металла будут вывезены за границу.

- Ядерный реактор на тяжелой воде (способный вырабатывать оружейный плутоний) в городе Арак будет реконструирован таким образом, чтобы плутоний там не вырабатывался.

- Иран откроет доступ к своим ядерным (и некоторым военным) объектам для инспекторов МАГАТЭ. Иранцы могут обжаловать решение о проведении проверок, но если оно будет поддержано особой международной комиссией, то им придется подчиниться. В состав проверяющих войдут граждане только тех стран, у кого есть дипотношения с Ираном (то есть, не американцы и не израильтяне).

- Для проведения таких проверок нужны серьезные обоснования.

- Экономические санкции против Ирана будут сняты тогда, когда МАГАТЭ объявит, что Иран действительно соблюдает условия сделки.

- Ограничения на продажу Ирану обычных наступательных вооружений будут сняты через пять лет, оборонительных – ранее (срок пока не указан), а ракетные технологии не будут поставляться в Иран еще восемь лет.

- В случае появления обвинений, что Иран не соблюдает эти условия, соберется специальная международная комиссия, которая должна будет разрешить спор за 30 дней. Если это не поможет, то СБ ООН должен будет подтвердить снятие санкций. Если подтверждения не будет получен, то санкции будут возобновлены.

Соглашение, заключенное после двух лет переговоров, похвалили и в ООН, и в Европе, и в России, и в США. Американский президент Барак Обама в специальном обращении к народу подчеркнул, что без этого соглашения Иран пустился бы во все тяжкие и наверняка начал бы тайно мастерить ядерную бомбу безо всякой возможности проверить его деятельность извне. Кроме того, иранская ядерная программа неизбежно повлекла бы за собой появление аналогичных программ и у других стран Ближнего Востока и, соответственно, гонку ядерных вооружений. Сейчас же, по словам Обамы, такой риск полностью снят на ближайшее десятилетие, что дает надежду на прочный мир и стабильность в регионе.

Обама также заявил, что передаст документ на рассмотрение Конгресса, призвав народных избранников максимально тщательно его изучить на предмет возможных «блох». При этом он предостерег Конгресс от голосования против сделки в целом, пообещав ветировать закон против сделки с Тегераном.

Тут-то и начинается самое интересное. Дело в том, что американский парламент всегда горой стоит за Израиль, а в Иерусалиме на соглашение с Ираном смотрят безо всякой симпатии и сочувствия. Скорее наоборот: оно вызывает там нескрываемое раздражение и злость. Надо пояснить почему.

Действующий премьер-министр Израиля Биньямин Нетаниягу весь свой политический капитал вложил в срыв договоренности с Тегераном. Он справедливо полагает, что в освобожденный от санкций Иран тут же хлынут десятки миллиардов инвестиций, гигантские средства от продажи нефти и более ста миллиардов долларов со счетов, замороженных в США и Европе 35 лет назад – после Исламской революции. С такими деньгами Иран немедленно станет мощнейшей державой региона, быстро набирающей экономическую и военную силу, а также влияние в соседних странах. Причем все это при режиме, который не скрывает убеждения, что государство Израиль – лишнее, «обреченное на погибель образование». Если даже новый Иран не будет представлять угрозы в ближайшие 10 лет, то потом, окрепший, набравшийся новых технологий и сил, он будет полностью доминировать в регионе. А это – очень плохие новости для будущих поколений израильтян.

Нетаниягу так долго пугал израильтян сделкой с Ираном и так ярко живописал ее ужасы, что люди во многом голосовали за него именно потому, что он обещал не допустить ее заключения. И тут – такая торпеда в борт! Израильскому премьеру, которого часто называют «король Биби» необходимо срочно что-то предпринять, дабы усидеть на троне. Если Конгресс США соглашение одобрит, а в ООН будет принята соответствующая резолюция, в израильском Кнессете почти неизбежно развалится и без того хрупкая коалиция. Пройдут новые выборы, по итогам которых Нетаниягу, столь позорно и очевидно не выполнивший главный пункт своей программы, отправится на свалку истории с репутацией жалкого неудачника. Ему, разумеется, такой вариант совсем не подходит.

Еще интереснее ситуация с Россией, которая, с одной стороны, рада за своих старых друзей-аятолл в Тегеране, с другой – не может не понимать, что выход иранских нефти и газа на мировые рынки окончательно обвалит цены на энергоносители, от которых полностью зависит наполняемость бюджета РФ. В Москве говорят, что потери будут компенсированы за счет миллиардных контрактов на поставки в Иран оружия и строительство там ядерных реакторов, однако тут есть две проблемы: во-первых, цифры несопоставимы: от нефти Кремль получает под сотню миллиардов долларов в год, а от Ирана можно будет получить не более десятка (при оптимистичном прогнозе). Во-вторых, начать полноценное военно-техническое сотрудничество можно будет лишь через восемь лет, а деньги нужны сейчас.

В общем, Израилю и России сейчас надо как-то сорвать соглашение с Ираном, но сделать это так, чтобы виноват оказался кто-то другой. У России, кстати, есть еще один стимул: нормализация отношений с Тегераном на Западе воспринимают величайшим достижением своей дипломатии, наследием, которое обессмертит имена людей, принимавших участие в заключении соглашения, а также главным внешнеполитическим успехом Барака Обамы лично. Испортить проклятому Западу праздник было бы ох как приятно. У Нетаниягу, испытывающему глубокую антипатию к Обаме, могут быть схожие мысли. Так вот. Сейчас для лидеров России и Израиля имеются как минимум два прекрасных способа пустить соглашение ко дну, ничем особенным лично для себя не рискуя.

Первый, сугубо израильский, заключается в начале войны против шиитской экстремистской группировки «Хизбалла», базирующейся на юге Ливана. Условия для атаки сейчас идеальны: «Хизбалла» втянута в затяжную гражданскую войну в Сирии, где существенно ослаблена и обескровлена. Учитывая растянутость войск и коммуникаций, шиитские боевики не смогут оказать серьезного сопротивления ЦАХАЛу, технологически превосходящему ливанцев на многие десятилетия. Разумеется, даже ослабленная «Хизбалла» сможет ответить градом неуправляемых ракет, запущенных по израильским городам, но лично для Нетаниягу это, как ни странно, будет даже хорошо. Дело в том, что ливанские шииты пользуются полной поддержкой иранских, то есть – официального Тегерана. Большинство используемых ими ракет – иранского производства. Ни один конгрессмен не проголосует за сделку с аятоллами, когда на головы израильтян сыплются ракеты, изготовленные в Иране. Даже вето Обамы не поможет: в условиях войны парламентарии запросто его преодолеют. Кроме того, решительный разгром «Хизбаллы» существенно поднимет акции Нетаниягу среди сограждан, которые традиционно поддерживают руководство Израиля в моменты конфликтов.

Поводом для удара может стать что угодно. При этом бомбить «Хизбаллу» можно совершенно не опасаясь осуждения Запада: эта группировка включена в список террористических как в США, так и в ЕС.

Второй способ срыва сделки с Ираном – российско-израильский. Он чуть более провокационный, но зато обеспечит интересы не только Нетаниягу, но и Владимира Путина. Российский президент, пользуясь изъянами в резолюциях ООН по ограничению торговли оружием с Ираном, уже объявил, что готов поставить Тегерану противовоздушные комплексы С-300, за которые иранцы уже заплатили. В том случае, если ракеты будут поставлены, у Израиля просто не останется выхода, кроме как уничтожить их с воздуха еще до постановки на боевое дежурство. В противном случае, любая потенциальная операция по уничтожению иранских ядерных объектов в будущем станет для ВВС Израиля крайне затруднительной. Израильский удар по Ирану обязательно спровоцирует ответные действия, начнется война, в которой США волей-неволей встанут на сторону Иерусалима. Такое развитие, разумеется, полностью перечеркнет любое соглашение с Тегераном, а заодно поднимет до небес цены на нефть.

Сейчас в Израиле уже собрана команда дипломатов, которые отправятся в Вашингтон лоббировать отклонение Конгрессом иранской сделки. Если они поймут, что голосов для преодоления возможного вето Обамы все равно не хватает, то в дело наверняка пойдут и другие способы решения проблемы. Замглавы министра иностранных дел Израиля Ципи Хотовели уже заявила, что соглашение с Ираном – это «капитуляция Запада исторических масштабов», а для недопущения его ратификации в Конгрессе ее страна будет использовать «все возможные средства». В переводе с дипломатического на русский это означает: «Мы готовы применить силу».

Именно поэтому Нобелевскую премию мира выдавать пока рано. Вся эта история может закончиться большой войной. Поэтому Западу и всему миру лучше бы не праздновать, а готовиться к потенциальным осложнениям.

Комментарии, содержащие оскорбления и человеконенавистнические высказывания, будут удаляться.

Пожалуйста, обсуждайте статьи, а не их авторов.

Статьи можно также обсудить в Фейсбуке