Читайте также
На прошлой неделе в Израиль прибыл знаменитый американский стратегический советник по выборам Артур Финкельштейн. Он является ведущим консультантом и организатором опросов партии НДИ и Авигдора Либермана
Этот авторитетный политтехнолог ранее был консультантом Биньямина Нетаниягу на выборах 1996 года, где Биби одержал сенсационную победу. Далее их отношения пережили кризис, но Авигдор Либерман переманил Финкельштейна к себе как раз в тот момент, когда Ивет ушел из Ликуда и основал НДИ. Многие тогда предрекали «Нашему дому» печальную участь «Исраэль ба-алия», но, очевидно, Финкельштейн был одним из тех, кто сумел по достоинству оценить потенциал этой партии. Он дорого берет за свои услуги и, по оценкам специалистов, ни один из кампейнов не обходится дешевле миллиона. Однако успехи НДИ доказывают, что эти расходы окупаются. Для Финкельштейна каждый час дорог, он никуда не приезжает случайно. Его появление можно считать политической приметой: скоро выборы.
Как мы и писали на прошлой неделе, ветры только усиливаются. Прогноз «Глобуса», что Яир Лапид прыгнет в политику, в прошлое воскресенье подтвердился. Эта новость была сродни землетрясению. Лапид считается звездой СМИ, и за ним не только антиклерикальное наследство отца, но, что особенно важно, и поддержка молодежи. Не удивлюсь, если он не только повторит эффект покойного Томи, но и превзойдет его. Во всяком случае, не хотелось бы, чтобы сын создал партию-однодневку. Яир более либерален, чем его отец, и, по мнению социологов, может увлечь значительную часть из тех 40 процентов израильтян, которые не принимали участия в прошлых выборах. Этот разочаровавшийся во всех политиках электорат представляет большую угрозу для остальных партий. Примечательно, что последовала целая череда заявлений о том, что их партии Лапид ничем не угрожает. А что говорят опросы?
Если бы выборы прошли сейчас, он получил бы от 12 до 20 мандатов. Правда, был также опрос Ликуда, где ему отводилось лишь 7 мандатов. Позволю себе усомниться в этой цифре. Позволю потому, что до появления Яира Лапида Биби и вовсе ничто не угрожало. Но, как бы то ни было, от прихода популярного журналиста более всего теряет Кадима. Провал лидерства Ципи Ливни довел партию от 29 до 9-14 гипотетических мандатов. И если Шауль Мофаз победит на праймериз, он тоже не сделает Кадиму партией власти. И Ципи, и Шауль всего лишь части партии, раздираемой внутренней борьбой. Легко, конечно, давать советы, но если бы Ливни и Мофаз прекратили свои свары и обратились к Яиру Лапиду с предложением, от которого тот не смог бы отказаться, возможно, партию и можно было бы спасти. Однако, как мы неоднократно убеждались, личные амбиции для наших мелкотравчатых политиков важнее всего.
Авода с Шелли Яхимович тоже не в восторге от появления конкурента. Опросы сулят ей 12 мандатов. Шелли Яхимович привлекла Ноама Шалита, пользующегося определенной симпатией за кампанию по освобождению сына Гилада. Но есть и другая часть общества, которая считает, что история с Гиладом не должна быть трамплином для политической карьеры. Так думает большинство русской улицы, впрочем, в Аводе со времен Ицхака Рабина к русским испытывают плохо скрываемую антипатию. Короче, это извечная израильская мечта о центристской партии, да и умеренно левые с надеждой ожидают Яира Лапида.
Ликуд тем временем продолжает лидировать в опросах на уровне 29 мандатов. Биби по-прежнему ничего не говорит о досрочных выборах, но все его шаги свидетельствуют о том, что он отчаянно борется за симпатии избирателей. Решение о бесплатном образовании с 3,5-летнего возраста стало важным популистским шагом. Объясняю, почему популистским: по мнению специалистов на местах, наши города абсолютно не готовы к переходу на бесплатные детские сады. На обсуждении в правительстве Биби явно предпочел союз с ШАС, а не с НДИ. Он купил поддержку многодетных религиозных сефардов за 100 млн. шекелей и еще более ухудшил отношения с Либерманом.
Известно, что раненые львы весьма опасны. Либерман не из тех людей, кто выкладывает все карты сразу на стол, его месть будет изощренной и холодной. Авигдор Либерман также активно готовится к досрочным выборам. Он принял личное решение о том, что участие НДИ в будущей правительственной коалиции возможно только без ШАСа и Эхуда Барака. Таким образом, 20 мандатов, которые ныне сулят НДИ, способны создать любую коалицию. Вспомним, что именно Ципи Ливни, обошедшая на выборах Ликуд, коалицию-то создать и не сумела. И именно Авигдор Либерман останется еще одну каденцию тем самым делателем королей.
Вскоре можно ожидать наплыва законодательных предложений от НДИ. Все, что держали в холодильнике Ави Ротем, Фаина Киршенбаум и другие парламентарии, вновь вернется на обсуждение в Кнессете.
ШАС и Эли Ишай, конечно, будут возражать, но еще не сказал своего слова главный соперник Эли Ишая и большой друг Либермана Арье Дери. Этот тоже может совершить переворот в политическом раскладе. Есть еще один игрок, который может спутать все карты. Я имею в виду юридического советника правительства Иегуду Вайнштейна, слушания у которого вскоре предстоят лидеру НДИ. Не только многие «русские», но и коренные израильтяне болеют за Авигдора Либермана. Не хотелось бы, чтобы его уход, пусть даже временный, из политики привел к дестабилизации всей системы.