Читайте также
Аномальный спор
В недельной главе "Шелах" приводится следующие - во многих отношениях необычное - препирательство Моше с Господом: "И Господь сказал Моше: доколе будет гневить Меня народ сей? И доколе не уверятся они во Мне при всех знамениях, которые делал Я в среде их? Поражу его мором и истреблю его, и произведу от тебя народ многочисленнее и сильнее его. И сказал Моше Господу: услышат египтяне, что (знают, как) вывел Ты силою Твоею народ этот из их среды, И скажут жителям земли этой, которые слышали, что Ты, Господи, в среде народа этого, что лицом к лицу являлся Ты, Господи, и облако Твое стоит над ними, и в столпе облачном идешь Ты пред ними днем, и в столпе огненном ночью, (Если) умертвишь народ этот, как одного человека, то скажут народы, которые слышали славу Твою, так: Из-за недостатка силы у Господа привести народ сей в землю, которую Он клятвою обещал им, погубил Он их в пустыне". Пусть же теперь возвеличится сила Господня, как Ты сказал, говоря: "Господь долготерпелив и многомилостив, прощает вину и преступление, но очистит (раскаявшихся), не очистит (нераскаявшихся); Он вспоминает вину отцов и детям, и внукам, до четвертого поколения". Прости же грех народа этого по великой милости Твоей и как прощал Ты народ этот от Египта и доселе. И сказал Господь: простил Я по слову твоему". (14:12-18).
Что дает человеку силу стоять на своем в споре с другим человеком? По-видимому, не только уверенность в своей правоте, но и вера в то, что правота эта заверена самим Богом, что и сам Бог разделяет твои чувствует и мысли.
"С нами Бог!" - на этой уверенности, на убежденности в полном совпадении своего мнения с мнением Создателя строились все религиозные и даже очень многие политические начинания.
Но вот человек слышит из уст Создателя Его ясно выраженную волю и не соглашается с Ним, продолжает возражать и убеждать в своей правоте!
А ведь если Всевышний сделал Моше столь щедрое предложение, то значит тому имелись веские причины. Бог знает, что говорит. Почему бы просто Ему не подчиниться?
Тем более, что чуть раньше Моше вроде бы и сам признавал свою несовместимость с Израилем. Так в главе "Бэалотха" мы прочитали: "И сказал Моше Господу: зачем сделал Ты зло рабу Твоему, и отчего не нашел Я милости в глазах Твоих, что возлагаешь бремя всего народа этого на меня? Разве я носил во чреве весь народ этот, иль родил я его, что Ты говоришь мне: неси его в лоне твоем, как носит пестун грудного младенца, в землю, которую Ты клятвенно обещал отцам его? Откуда у меня мясо, чтобы дать всему народу этому, когда плачут они предо мною, говоря: "дай нам мяса, и будем есть"? Не могу я один нести весь народ этот; это слишком тяжело для меня. Когда же Ты так поступаешь со мною, то лучше умертви меня, если я нашел милость в глазах Твоих, чтобы не видеть мне бедствия моего.". (11:11-17)
Итак, еще совсем недавно вроде бы сам Моше умолял Создателя освободить его от этой ноши. И вдруг теперь решительно отказывается раз и навсегда покончить с этим кошмаром и стать родоначальником избранного народа!
А ведь для того чтобы согласиться с предложением Создателя, имелся еще один соблазн, - соблазн последнего катарсиса, соблазн идти по линии отделения чистого меньшинства от нечистого большинства. Но Моше его отверг!
Единство Израиля
Сам по себе порыв бескомпромиссного ригоризма понятен и закономерен для всякого духовного существа. Но увлечься этим порывом настолько, чтобы навсегда отречься от погрязшего в материализме большинства - неверный путь.
Яркий пример такой линии представляла собой община Хасмонейской эпохи с характерным названием "Яхад" - "Вместе", о которой стало известно благодаря находке сотен рукописей в Кумранском ущелье. Члены этой общины придерживались строгого аскетического образа жизни, и при этом не сносились с внешним миром, почитая себя "сынами света", отделившимися от "сынов тьмы".
На протяжении веков аналогичный пафос окрылял сотни других ригористических движений. В одних случаях секта возникает исходно, как что-то обособленное и противопоставленное миру, в других - сектанты мыслят себя спасенным "остатком", единственными истинными продолжателями и представителями давно существующей религии и общины. Но в обеих случаях все обусловлено желанием начать с "белого листа" и уверенностью, что "с ними Бог". Огромное значение в сектантских движениях имеет также и харизматический лидер.
Моше Рабейну был харизматическим лидером, увлекшим за собой даже многих знатных египтян. Моше Рабейну получил предложение "отколоться" и "начать с белого листа" от самого Бога, более того, в таком начинании состоял его прямой интерес, и тем не менее Моше не просто отказался от этого плана, он принялся спорить с самим Богом и в конце концов переубедил Его!
Разумеется, у нас имеются все основания полагать, что этот диалог представлял собой испытание, что Всевышний не менее Моше желал сохранить первозданно избранное Им племя. В трактате "Брахот" (32.а) написано, что после заступничества Моше, Всевышний воскликнул: "Оживили Меня слова твои!"
Но это нисколько не умоляет выбора сделанного Моше. Именно благодаря заложенной им основе традиция иудаизма чурается сектантства и превыше всего ценит единство народа Израиля, как сказано: "Когда евреи вместе - даже для идолопоклонства - их не затронет наказание с неба". (Танхума Шофтим 8)
В основу еврейского бытия положен самый широкий духовный консенсус, находящий свое выражение в истолковании символики "арба миним" "четырех видов" растений, используемых в Суккот. Сказано (в "Ваикра Рабба"): "Плод красивого дерева (этрог) - это весь Израиль: как в этроге есть вкус и запах, так и в Израиле есть люди, сочетающие Тору с добрыми делами. "Ветви финиковой пальмы" - это тоже Израиль: как в финиках есть вкус, но нет запаха, так и в Израиле есть люди, у которых есть Тора, но нет добрых дел. "Ветвь древа густолиственного (мирт)" - и это Израиль: как в мирте есть запах, но нет вкуса, так и в Израиле есть люди, у которых есть добрые дела, но нет Торы. "Речные вербы" - и это Израиль: как в вербе нет ни вкуса, ни запаха, так и в Израиле есть люди, у которых нет ни Торы, ни добрых дел. Что же Господь Пресвятой делает с ними? Погубить их нельзя. Вот и сказал Господь: пусть все они будут связаны вместе, так что одни будут искуплением других".
И основу этому подходу, безусловно, положил Моше Рабейну, не пожелавший отделяться от народа Израиля и заступившийся за него.