Читайте также
Известно, что первые немецкие военные колонии появились на Святой земле еще в конце ХII века и представляли собой духовно-рыцарские ордены, поддерживаемые купцами и пилигримами. Таковыми были, например, тамплиеры, иначе именуемые храмовниками или бедными рыцарями Христа и храма Соломона. Однако в стратегические объекты такие колонии никогда не превращались.
ОТ ВИЛЬГЕЛЬМА II ДО ФАТЕРЛАНДА
В конце ХIХ – начале ХХ века Германия сделала серьезную попытку создать свой плацдарм на Ближнем Востоке. Кайзер Вильгельм II, совершивший в октябре 1898 года поездку в этот регион, пытался привлечь властвовавших там турок к широкому сотрудничеству, в том числе и военному. Однако подобные призывы кайзера в немалой степени насторожили лидеров Османской империи не желали становиться немецким протекторатом. Тем не менее турецкая военная машина постепенно подчинялась Германии. Именно тогда в ряде частей под командование немецких офицеров попали представители различных арабских племен, хотя большинство из лидеров этих кланов перешли на сторону англичан. После поражения Германии и Турции в Первой мировой войне Берлин не оставлял попыток закрепиться на Ближнем Востоке. Наиболее активно такая политика стала проявляться после прихода Гитлера к власти. Тогда особую активность стал проявлять известный как великий муфтий Иерусалима Хадж Мухаммад Амин аль-Хусейни. Его и следует считать ключевой фигурой в истории отношений Третьего рейха и арабского мира.
Милитаризация Германии после прихода к власти Гитлера подтолкнула Амина аль-Хусейни к сближению с нацистами в надежде, что те помогут созданию независимой арабской государственности. Таким образом, националистические арабские круги надеялись избавиться от британцев и французов, поделивших между собой «Арабский Восток» после распада Оттоманской империи. Неудивительно, что Хадж Амин аль-Хусейни находился в оппозиции прежде всего к британскому режиму в Палестине, установленному Лондоном по «мандату» Лиги Наций после Первой мировой войны. Между тем англичане видели в человеке, нередко выступавшем с откровенными антисемитскими речами, «противовес» набиравшему силу сионистскому движению. Верховный комиссар Палестины Герберт Сэмюэль применял к Амину аль-Хусейни излюбленный колонизаторский прием «кнута и пряника», то заключая его на несколько недель в тюрьму (например, за организацию беспорядков в Иерусалиме в апреле 1921 года), то назначая на высокие должности муфтия Иерусалима и президента учрежденного в 1931 году Исламского конгресса. Свои виды на арабских националистов имел не только Берлин, но и Рим. Однако свой выбор муфтий Иерусалима сделал в пользу нацистов.
НАЦИСТСКИЕ БОНЗЫ НА БЛИЖНЕМ ВОСТОКЕ
В канун Второй мировой войны Хадж Амин аль-Хусейни считался активным сторонником гитлеровцев. В 1936 году он создал по типу «Гитлерюгенда» организацию Аl Futuwwah (примерный перевод «Инициатива молодых»). В следующем, 1937 году, по-видимому, с инспекторскими целями ряд арабских стран посетил Бальдур фон Ширах, нацист, возглавлявший в то время «Гитлерюгенд». В 1939 году в Каире побывал Йозеф Геббельс, а перед самой войной в Палестину приезжал Адольф Эйхман, будущий палач еврейского народа. На Святой земле Эйхман встречался со своими арабскими единомышленниками.
За месяц до нападения Германии на СССР, а именно 23 мая 1941 года, Гитлер подписал приказ № 30, в котором утверждалось, что «немцы и арабы имеют в англичанах и евреях общих врагов и являются союзниками в борьбе против них». В самом конце мая 1941 года немцы создали «Особый штаб Ф» с целью руководства диверсионной и агентурной деятельностью арабских добровольцев на Ближнем и Среднем Востоке (то есть включая и Иран), а также на Кавказе. Во главе этого «штаба» был поставлен генерал авиации Гельмут Фельми. Первая буква его фамилии и определила название «штаба». Генерал Фельми, служивший одно время военным инструктором в Турции, считался знатоком Востока. Позже «Особый штаб Ф» переименовали в Корпус особого назначения «Ф».
В этом соединении служили преимущественно палестинские и иракские арабы. Однако командовали там немецкие офицеры и унтер-офицеры. Видный советский и российский военный историк Хаджи-Мурат Ибрагимбейли, подробно изучавший вопрос арабских наемников в гитлеровской армии, пишет: «Арабские добровольцы, которых большей частью заманивали возможностью учиться в Германии, должны были войти в состав создаваемых нацистами частей пропаганды, саботажа и шпионажа, которые называли «командами смертников». Одетые в военную форму германской армии они обучались немецкими офицерами, владевшими арабским языком».
У аль-Хусейни не было ни стратегического мышления, ни политического или военного чутья. Но зато были амбиции. Немцы, конечно, понимали, с кем имеют дело. Поэтому Берлин долго держал этого арабского лидера «в запасе». Известно, что нацистская идеология не привечала и арабов, таких же семитов, как и евреи. Поэтому немцы делали разного рода попытки, чтобы разделить для «арабской улицы» понятия «семит» и «еврей». В этом немцам и помогал «великий муфтий», который попросту отрицал историческую фактологию.
Прав российский исследователь Сергей Шерстюков, который в своем блестящем исследовании «Арабский Восток» во внешней политике Третьего рейха» указывает: «Взаимоотношения нацистской Германии с арабским миром были своеобразным продолжением в новых формах многовекового диалога христианской Европы и арабо-мусульманского Востока, начавшегося в эпоху Средневековья».
Для «великого муфтия» врагами были не только евреи, но и европейцы как таковые, включая немцев, не исповедовавших нацистскую идеологию. Он делал ставку исключительно на Гитлера и его приспешников.
Впервые духовный лидер арабов посетил Берлин и встретился с Гитлером 28 ноября 1941 года в присутствии Йоахима Риббентропа. Встреча продолжалась с 16.30 до 17.45. Известно, что на фюрера Амин аль-Хусейни произвел впечатление властолюбца и хитреца. Однако антисемитская, антикоммунистическая и антибританская риторика иерусалимского муфтия не могли нацистскому лидеру не понравиться.
Впрочем, германское руководство в конце 1941 года сосредотачивало свое внимание на московском направлении, поэтому так и не смогло оказать существенной помощи своему ставленнику в Ираке Рашиду аль-Гайлани, трижды занимавшему пост премьер-министра страны, и его подручному Фаузи Каукуджи. Но и демонстрировать свое пренебрежение к «арабским делам», хотя и не самым актуальным на тот момент, Гитлер, конечно же, не мог. Поэтому при встрече с Амином аль-Хусейни он декларировал следующий пассаж: «...когда мы будем на Кавказе, тогда придет также и час освобождения арабов». В ответ «великий муфтий» поблагодарил фюрера «за обещание в отношении арабов» и, в свою очередь, обязался «отдать все силы борьбе за победу немецкого оружия, создать «Арабский легион», который будет воевать там, куда его пошлет Германия».
«АРАБСКИЕ ЛЕГИОНЫ» ГИТЛЕРА
Сколько же было «арабских легионов» в немецкой армии? На этот вопрос ответить совсем не просто, поскольку немцы любое формирование, в котором насчитывалось даже небольшое количество арабов, именовали «Арабским легионом». Реже – «Арабским батальоном», еще реже – «Арабским полком». Несомненно, это делалось в пропагандистских целях. При том что в документах эти «легионы»–«батальоны»–«полки» значились как «германо-арабские подразделения». Известно, что в Северной Африке на стороне нацистов воевали «Свободная Арабия», «Немецко-арабский учебный дивизион» и «Африканская фаланга», в которой было много арабов.
Крымский историк Олег Валентинович Романько, специализирующийся на исследовании коллаборационизма в годы Второй мировой войны, как раз и обращает внимание на тот факт, что немецкие нацисты и их союзники создали несколько воинских арабских формирований. Первое подобное формирование было создано в сирийском городе Алеппо в мае–июне 1941 года. Но просуществовало недолго. Уже 11 августа того же года командир этого подразделения, именовавшегося, разумеется, «Арабским легионом», докладывал Гитлеру причину его расформирования: «Эти банды могут быть использованы только для беспокоящих налетов, но не для регулярных боевых действий».
19 апреля 1943 года нацистами при посредничестве Хаджи Амина аль-Хусейни был создан легион «Свободная Арабия» (нем. Legion Freies Аrabien). Его не следует путать с «Арабским легионом» («аль Джайш аль-Араби»), сформированным еще в 1920 году и ставшим регулярной армией вначале Транс-Иордании, а затем и Иордании (поэтому его часто именуют иорданским). Он никогда не воевал на стороне нацистов. Интересно, что фашистская Италия, надеявшаяся подчинить арабский мир своему влиянию, в пику Германии желала играть первую скрипку и в формировании «Свободной Арабии». Но итальянцы понимали, что немцы не считают их серьезными соперниками внутри коалиции. С целью задабривания Берлина в Риме решили передать военнопленных-индийцев из британских частей, не всегда удачно противостоявших немецко-итальянским войскам, в распоряжение германского командования. Берлин намеревался создать «Индийский легион» и бросить его против англичан. С индийцами по-настоящему боевую часть нацисты создать не смогли, но и «Свободную Арабию» они итальянцам не отдали.
«Свободная Арабия» – неофициальное название этого боевого соединения. На самом деле, во всех военизированных подразделениях германских войск, в которых служили арабы, в названиях присутствовало слово «араб» или «арабский». Так, «Свободная Арабия» изначально именовалась 845-м германо-арабским батальоном. Арабские добровольцы этого батальона, набранные благодаря помощи Амина аль-Хусейни, проходили обучение недалеко от австрийского города Линц. В батальон численностью 20 тыс. военнослужащих входили не только мусульмане, но и некоторое количество христиан. Подразделения «Свободной Арабии» воевали как в Северной Африке, так и в Греции, на Северном Кавказе и в Югославии.
Из арабов, служивших во французской армии и после ее поражения попавших в плен и согласившихся перейти на сторону немцев, был создан «Легион французских добровольцев», известный также как «Триколор». В официальных документах вермахта это подразделение, воевавшее с англичанами в Тунисе и Ливии, значилось как 638-й усиленный пехотный полк. Причем служили в «Триколоре» не только арабы.
Что касается Корпуса «Ф», развернутого 20 августа 1942 года из «Особого штаба Ф», то, хотя в итоге он тоже попал в Северную Африку, его бесславный путь был более тернистым. Корпус «Ф» – единственное воинское подразделение, состоящее из немцев и арабов, в составе гитлеровских войск, переброшенное на юг СССР и сражавшееся против советских войск.
БОИ ПОД ДОНЕЦКОМ
29 августа 1942 года Корпус «Ф» был переброшен из Румынии, где было расквартировано большинство его личного состава, в село Майорское, недалеко от Сталино (нынешнего Донецка). Немцы предполагали через Сталино выйти на Северный Кавказ, затем захватить Тбилиси и, наступая в направлении Западного Ирана и Ирака, выйти к Персидскому заливу. Вот там арабским наемникам и предстояло развернуться, причем не как боевой единице, а как карателям! В Берлине надеялись, что к тому времени немецко-итальянская группировка, действующая в Северной Африке, захватит Суэцкий канал и Корпус «Ф» с ней соединится. Но гитлеровский план Красная Армия осуществить не позволила! Прорыв в «арабское пространство» Ближнего и Среднего Востока не состоялся.
В начале октября 1942 года Корпус «Ф» вошел в состав Группы армий «А» и перешел в подчинение 1-й танковой армии. Уже 15 октября Корпус «Ф» в районе селения Ачикулак в Ногайской степи (Ставрополье) атаковал 4-й гвардейский Кубанский казачий кавалерийский корпус под командованием генерал-лейтенанта Николая Кириченко. До конца ноября кавалеристы-казаки противостояли арабским наемникам нацистов. В конце января 1943 года Корпус «Ф» был передан в распоряжение группы армий «Дон» генерал-фельдмаршала Эриха фон Манштейна. В ходе боев на Кавказе этот германо-арабский корпус потерял более половины своего состава, среди которых значительную часть составляли арабы. Об этом подробно изложено в статье Хаджи-Мурата Ибрагимбейли «Особый штаб Ф»: арабские наемники на Восточном фронте».
В феврале 1943 года остатки Корпуса «Ф», а также некоторые другие германские подразделения, в которых присутствовали арабы, были передислоцированы в оккупированный немцами Тунис. В конце апреля того же года все германо-арабские части были разбиты силами британской и американской армий.
С ноября 1943 года один из батальонов «Свободной Арабии» в составе 41-й пехотной дивизии участвовал на полуострове Пелопоннес в подавлении греческого антифашистского движения. В октябре 1944 года, когда советские войска уже начали освобождать Югославию и приближались к границам Греции, а британцы готовили свой десант на Балканский полуостров, арабских легионеров в составе 104-й егерской дивизии немецкое командование перебросило в Югославию в несбывшейся надежде предотвратить потерю страны. Именно под Загребом остатки «Свободной Арабии» и были полностью разгромлены.
ПОБЕДА НЕ ДЛЯ ВСЕХ
Победа союзников во Второй мировой войне разочаровала многих арабских националистов. В принципе иного отношения ожидать от них и не приходилось. Ведь, к примеру, в годы войны около 90% чиновничьей и интеллектуальной элиты Египта сочувствовали Германии. В немалой степени подобное отношение диктовалось антианглийскими настроениями. Именно поэтому многие бывшие высокопоставленные немецкие нацисты после войны смогли не только скрыться в арабских странах и безбедно там существовать, но и нашли применение своему изуверскому опыту. Только в Египте и Сирии осели тысячи бывших гестаповцев, эсэсовцев, надзирателей лагерей смерти. Благодаря активному содействию иерусалимского муфтия Хаджи Амина аль-Хусейни, продолжившего и после войны свое служение выжившим нацистам, было создано несколько арабо-германских организаций. Они и способствовали «эмиграции» бывших гитлеровцев различного ранга в страны Ближнего и Среднего Востока. Это, однако, отдельная тема, к которой мы обязательно вернемся.