Zahav.МненияZahav.ru

Понедельник
Тель Авив
+19+10

Мнения

А
А

Как спасти субботу в еврейском государстве?

Конечно, субботний покой уже давно нарушен движением частных автомобилей, однако общественный транспорт окончательно уничтожит шабат в еврейском государстве.

ortodox_food
Фото: Getty Images

Эксперты, гораздо более компетентные, чем я, доказали, что общественный транспорт по субботам невыгоден с экономической точки зрения. Это дорого обойдется казне, а еще не созданное правительство немедленно распадется, если хотя бы один автобус начнет ездить в шабат. 

Дискуссия, разгоревшаяся после убедительной победы на выборах представителей традиционалистского и религиозного лагеря над секулярной частью общества, носит принципиальный характер. Представители светского лагеря подняли на знамя вопрос общественного транспорта по субботам не потому, что видят шанс на реализацию этой идеи, а лишь для того, чтобы поставить галочку в своем протоколе. Их протест является зеркальным отражением негодований ультраортодоксов, выступающих против использования частного транспорта по субботам. Ни у первых, ни у вторых нет ни малейшего шанса на успех в современном Израиле. 

Основной аргумент движения, выступающего за введение общественного транспорта по субботам, на первый взгляд, близок и понятен многим израильтянам, соблюдающим традиции – следует дать возможность свободно передвигаться и тем  гражданам, у которых нет собственной машины. Лично я не вхожу в число тех, кто сочувствует гражданам, которые не могут в субботу навестить бабушку в Гиватаиме или поехать на пикник на озеро Кинерет. Эти незначительные неудобства несопоставимы с принесением в жертву идеи шабата, одной из центральной в еврейской традиции.

Заставить считаться с этой идеей отдельных граждан невозможно – поскольку мы живем в демократической стране, и граждане обладают правом выбора. Однако Израиль, определяющий себя в качестве еврейского государства, а не только демократического, не может позволить работу общественного транспорта по субботам, поскольку шабат является одним из основополагающих элементов нашего национального самосознания. Без шабата – нет еврейского государства и нет евреев.

Если, не дай Бог, здесь начнут работать автобусы по субботам, как в любые иные дни недели, мы не сможем разделить святое и будничное. Десятки тысяч еврейских сотрудников начнут работать по субботам, многие – вопреки своему желанию. Сотни тысяч магазинов, которые закрывают свои двери в пятницу после полудня, начнут функционировать семь дней в неделю, обслуживая новых клиентов. Вполне возможно, что и газеты будут выходить семь раз в неделю, как принято в других странах мира, где по субботам работает общественный транспорт (нужно ведь читать что-то в автобусе или поезде по дороге на работу). Однажды мы поймем, что от прекрасного спокойного дня отдыха не осталось ничего. Этот день будет раздавлен под колесами рейсового автобуса.

Конечно, субботний покой уже давно нарушен движением частных автомобилей, однако общественный транспорт окончательно уничтожит шабат в еврейском государстве. Это нанесет смертельный удар по шабату после череды бед, постигших субботу в еврейском государстве: работа телевидения в субботу (1969), открытие первого кинотеатра в Иерусалиме, работающего в шабат (1987), массовое нарушение субботы, связанное с работой многочисленных торговых центров по всей стране. Через 20-30 лет нам придется создавать Музей Шабата, в котором детям будут рассказывать о том, что такое суббота, и как она выглядела много лет назад.

Хагай Сегаль, NRG

Источник: Курсор

Метки:

Читайте также