Читайте также
- Израильский паспорт занял 19-е место среди самых надежных паспортов
- Израильтяне, едущие в Великобританию, должны предварительно зарегистрироваться
- Галь Гадот поделилась фотографией заложницы Лири Альбаг со 108 млн своих подписчиков
- Долги в России, переезд в Израиль: как живет сестра Марка Эйдельштейна
- Израильтяне устремились в Таиланд
Может ли Тель-Авив передать вооружение Киеву и Тбилиси в отместку за российские поставки С-300 Тегерану
Иран получит российские зенитно-ракетные системы С-300 уже в этом году, заявил 15 апреля министр обороны страны Хоссейн Дехкан перед вылетом в Москву. Как передает агентство IRNA со ссылкой на министра, соответствующий контракт на поставку вооружения из РФ в Иран будет подписан Дехканом во время трехдневного визита в российскую столицу.
Скорее всего, речь может идти либо о закупке ЗРС С-300ВМ «Антей-2500», от которых Иран до недавнего времени отказывался, либо о поставках систем С-300ПМ или С-300ПМ2 из наличия Минобороны РФ, приведенных в экспортный облик - ПМУ-1 или ПМУ-2 соответственно. Впрочем, по мнению ряда экспертов, возможен вариант, при котором сначала в Иран уйдут ЗРС «из наличия», а через год-два их сменят новые С-300ПМУ-1 или С-300ПМУ-2. Но это вариант возможен, если «Концерн ПВО «Алмаз-Антей» согласится заново изготовить уже снятые с производства ЗРС, правда, если остались производственные линии и комплектующие для их сборки. Отметим, что первоначально Иран заказывал пять дивизионов С-300ПМУ-1 в составе 40 пусковых установок.
На этом фоне власти Израиля высказывают все большую обеспокоенность тем, что продажа Россией систем С-300 Ирану может якобы «осложнить и без того напряженную ситуацию на Ближнем Востоке». Так, 14 апреля источник в минобороны Израиля заявил СМИ, что есть возможность, что его страна разморозит поставки оружия на Украину и в Грузию. В этот же день состоялся телефонный разговор между президентом РФ Владимиром Путиным и премьер-министром Израиля Биньямином Нетаньяху, в ходе которого израильский лидер отметил, что «продажа современного оружия Ирану отнюдь не приведет к улучшению ситуации с безопасностью в регионе». И хотя Путин успокоил собеседника, сказав, что С-300 - исключительно оборонительные системы, однако беспокойство Израиля растает. В Тель-Авиве считают, что Тегеран поддерживает, в том числе и вооружением, враждебные Израилю режимы и организации.
Напомним, 13 апреля Владимир Путин подписал указ, который позволит передать Ирану российские зенитные ракетные системы С-300. Глава МИД России Сергей Лавров объяснил это решение «существенным прогрессом» в урегулировании иранской ядерной проблемы, достигнутым на недавних переговорах в Лозанне. В свою очередь обеспокоенность из-за возможных поставок Ирану российских ЗРК выразили и в США.
Израиль обладает целым спектром вооружений, прошедших обкатку в боевых действиях и которые хотелось бы иметь любой современной армии. Теоретически они могли бы поставить системы ПВО, артиллерию, ПТРК, беспилотники, и средства связи и управления, замечает директор Центра стратегической конъюнктуры Иван Коновалов.
- Конечно, передача танков Merkava или тяжелых БТР Namer вряд ли возможна, тем более что Украина себя вроде как позиционирует одной из ведущих стран-производителей бронетанковой техники. А вот поставки беспилотников – действительно реальный сценарий, тем более, можно всегда сказать, мол, мы поставляли не ударные, а всего лишь тактические. Напомню, пока всего три страны в мире используют ударные БПЛА для поражения ракетами целей на земле - США, Великобритания и Израиль.
Тель-Авив занимает жесткую позицию по отношению к Тегерану, всеми средствами добиваясь того, чтобы он полностью отказался от своей ядерной программы. В этом смысле логично ожидать целый набор мероприятий, в том числе и политического характера, чтобы давить на акторов процесса. Поэтому неудивительно, что произошел этот информационный вброс о возможных поставках оружия на Украину и в Грузию. Но даже если это и начнется (в чем я сомневаюсь), то серьезного влияния на процесс строительства вооруженных сил этих двух государств израильское оружие не окажет. Кстати, и передача американского оружия вряд ли что-то изменит. В 2008 году грузинская армия будучи, что называется, на пике формы наглядно показала, что мало что может противопоставить ВС РФ. Что касается ВСУ, то Украине сначала надо перестраивать армию, ведь этим оружием надо кому-то управлять, причем делать это с умом. Более того, чтобы управлять солдатами, нужны грамотные офицеры, которых в ВСУ по пальцам можно пересчитать, если там вообще кто-то из таких остался.
Теперь что касается Ирана и шумихи вокруг поставок российских ЗРС. На самом деле пять дивизионов С-300 кардинально не изменят возможности иранских сил ПВО. Все-таки это будет объектовая защита, и если Израиль решится на операцию с привлечением союзников, то в сторону Ирана полетят десятки самолетов, если не сотни.
Ведущий научный сотрудник сектора проблем региональной безопасности РИСИ, кандидат военных наук Владимир Карякин говорит, что вряд ли Украина нуждается в стрелковом оружии, например, в знаменитых скорострельных UZI, выпускаемых израильским концерном Israel Military Industries.
- Да это хорошие пистолеты-пулеметы, но, во-первых, на Украине и без того хватает стрелкового оружия. Во-вторых, при той культуре обращения с оружием, которая сформировалась на всем постсоветском пространстве, эти UZI быстро забьются грязью, песком и выйдут из строя.
Танки Merkava – это довольно дорогая бронетехника, не сравнимая с Т-72, тем более, она потребует техобслуживания, поставок запчастей, привлечения обученного личного состава, боеприпасов. А, скажем, одной танковой бригаде при интенсивных боевых действиях в месяц требуется целый железнодорожный эшелон (из 10 вагонов), груженных снарядами. Конечно, Тель-Авив может поставить беспилотники, но будут ли они ударными и только разведывательными – вопрос. А тактических БПЛА сейчас в небе Украины и без того хватает.
Скорее всего, Беньямин Нетаньяху, как всегда, пытается создать некую критическую ситуацию, чтобы подействовать на стороны. Но на что он рассчитывает? Вряд ли Россия в ущерб себе (я имею в виду иск в арбитражном суде в Швейцарии по поводу С-300) откажется поставлять ЗРС. Наоборот, чтобы там ни говорили Израиль и США, С-300 – это, так сказать, залог мирного неба над Ближним Востоком. Израильтяне в случае развертывания дивизионов побоятся пересекать воздушное пространство Ирана.
Любая российская ЗРС – это оборонительная система. Но если, конечно, Израиль в будущем хотел осуществить, так сказать, мероприятия по подавлению военной инфраструктуры Ирана, то тогда действительно наши ЗРС его планам помешают, говорит заместитель директора центра анализа мировой торговли оружием (ЦАМТО) Владимир Шварев.
- Для Ирана важна комплексная система ПВО. Он уже имеет на вооружении наши средства ПВО ближнего действия ««Тор-М1». Если Тегеран закупит С-300 (дальнего действия), а также ЗРК «Бук» (среднего действия), то создаст некое подобие эшелонированной обороны.
Что касается возможных поставок Израилем вооружения Украине и Грузии, то, конечно, сразу же в голову приходят беспилотники. Но тут возможен другой вариант, который для нас будет весьма неприятным. Дело в том, что Израиль специализируется на модернизации техники, в том числе российской и советской. Если в этом плане он начнет сотрудничать с Украиной, то тогда сможет привести в порядок украинскую устаревшую технику. Скажем, на своей территории «апгрейдить» один-два опытных образца, испытать их, а потом на основе передачи технологий организовать производство на украинских предприятиях. В таком случае ВСУ не надо будет осваивать технику и обучать персонал. Да и стоить это будет не так уж и дорого.
- Израиль вряд ли решится поставлять вооружение украинскому войску, хотя бы потому, чтобы потом в телерепортажах СМИ и в соцсетях ополченцы Донбасса не демонстрировали это оружие в качестве трофеев, - замечает ведущий научный сотрудник Института проблем международной безопасности РАН Алексей Фененко. – По этой же причине и Соединенные Штаты отказалась от массовых поставок серьезных видов вооружений Киеву. Что касается Ирана, то у нас почему-то мало кто обратил внимание на заявление верховного лидера Ирана аятоллы Али Хаменеи 9 апреля, когда он четко сказал – мы подпишем ядерное соглашение только тогда, когда будут сняты все санкции против Ирана. То есть фактически аятолла отошел от договоренностей, достигнутых в Лозанне.