Читайте также
Прошедшие выборы в Кнессет 20-го созыва еще более отчетливо проявили те глубокие изменения, которые претерпело за последние два-три десятилетия как израильское общество в целом, так и израильские политические партии в частности. Большинство наших соотечественников все меньше волнуют проблемы израильского общества, они заняты больше собой и своими личными проблемами и не хотят тратить личное время на собрания или другие партийные мероприятия. Особенно это относится к молодому поколению. Подавляющее большинство людей моложе 45 лет аполитичны. А те немногие, которые еще проявляют интерес к политике и общественной деятельности, часто ограничиваются только чтением новостей или соответствующих статей, не желая связывать себя членством в какой-либо партии и принимать активное участие в ее деятельности.
Происходящие изменения особенно явно видны на примере двух самых больших израильских партий - Авода и Ликуд. Обе эти партии, имеющие богатую историю, превратились в "дышащие на ладан" организации.
Полученные партией Ликуд 30 мандатов и Сионистским лагерем 24 мандата не показательны, так как являются результатом мобилизации всего правого лагеря на поддержку Нетаниягу (после того, как он начал кричать гевалт), а левого на поддержку Герцога и Ливни. Состояние же самих этих партий данные результаты не отражают. Без поддержки всего лагеря сама партия Авода вряд ли могла бы рассчитывать более чем на пятнадцать мандатов, а Ликуд более чем на двадцать.
Названия партий, высшие партийные органы и аппарат еще остаются, но это уже не те популярные и влиятельные партии, какими они были раньше. Нет былой энергии, нет былой мотивации, нет былой привлекательности, нет былой связи с массами. И самое главное, у этих партий уже нет, как это было раньше, тысяч горячих сторонников и бескорыстных активистов, низовые организации и отделения этих партий во многих городах не функционируют или числятся только на бумаге. Уже 10-15 лет назад большинство активистов этих партий составляли люди пенсионного возраста, а теперь и они перестали интересоваться партийными делами и не участвуют ни в каких мероприятиях. По сообщениям СМИ, даже в период выборов многие отделения как партии Ликуд так и партии Авода были закрыты. Например, отделение партии Ликуд в городе Кирьят-Шмона, который считался цитаделью этой партии, вообще не работало. Руководители этого отделения побоялись приглашать в город лидеров партии Ликуд, так как не смогли бы собрать достаточно людей и зал был бы пустой.
Многие другие израильские партии имеют аналогичные "болезни" и проблемы. Например, партия А-Тнуа с самого начала больше была похожа просто на предвыборный список, чем на массовую организацию, у которой есть функционирующие отделения по всей стране. В религиозных партиях положение лучше, но и в них происходят заметные изменения. А новые партии Лапида и Кахлона вообще трудно считать полноценными партиями. Это партии-списки, призванные удовлетворить амбиции их создателей, которые эксплуатируют низкий политический уровень многих израильтян и их разочарование политиками. Сомнительно, что такие партии будут существовать долго. Тем не менее, Лапид получил 11 мест в Кнессете 20-го созыва, а Кахлон - 10. Горько признавать, но в последнее время все более определяющим становится аполитичное большинство, которое раз в два-четыре года приглашается на избирательные участки и решает судьбу страны, не зная почти ничего ни о политических партиях, ни об их лидерах, ни об их идеологиях и программах, кроме как из телевизионных сообщений и коротких интернетовских статей. Это большинство, к сожалению, плохо знает и историю Израиля, и историю израильских политических партий.
В наше время партийные низовые структуры, активисты и бескорыстные добровольцы не играют такого значения, как раньше. Сейчас нет необходимости ходить по домам и стучать в двери, чтобы агитировать людей голосовать за свою партию, это и дорого, и не очень эффективно. Кроме того, у большинства партий нет достаточного количества добровольцев. Поэтому все решают деньги, позволяющие оплатить работу соответствующей команды на время выборов. Да, сейчас все решают деньги и СМИ. Удачное интервью на телевидении или удачный ролик в интернете ценнее сотни активистов. В последнюю предвыборную кампанию, как никогда раньше, главная деятельность политических партий, главная работа политиков и главная их борьба за места в Кнессете сместились в СМИ, на страницы газет, на телевидение и радио, в интернет и социальные сети. Роль СМИ и пиар кампаний выросла во много раз и стала преобладающей. Например, на последних выборах предвыборный штаб блока "Сионистский лагерь" работал плохо. Но это мало повлияло на предвыборную кампанию. Определяющими были выступления Ицхака Герцога и Ципи Ливни на телевидении, на радио и на встречах с избирателями.
В современных условиях господства СМИ и интернета для победы партии на выборах не только не нужны отделения и тысячи активистов, но и идеология и программа уже тоже не обязательны. Достаточно иметь несколько симпатичных лидеров, умеющих общаться с прессой и держаться перед телекамерами, вооруженных набором простых, популярных лозунгов и обещаний. К необходимым условиям победы нужно добавить богатых спонсоров, профессиональную команду пиарщиков и "попутный ветер" - удачу. Вот и все, этого достаточно. Такое "блюдо" можно легко приготовить за несколько месяцев до выборов. Открываются широкие возможности для разного рода демагогов и авантюристов. Политические партии старого типа, как массовые организации, которые имеют свои структуры и отделения по всей стране, себя изжили. Грядет эпоха политических партий-списков, в которых превалируют разного рода знаменитости - профессора, генералы журналисты, ведущие телепрограмм, спортсмены, преуспевающие бизнесмены, герои реалити-шоу и другие известные люди.