Читайте также
Художник Яир Гарбуз, выступая на демонстрации левых в Тель-Авиве, оскорбил израильтян "целующих амулеты". Он вряд ли позволил бы себе столь издевательски отзываться о тех, кто целует крест. Адресатом его оскорбительных реплик были представители его собственного народа, евреи.
Те, кто не разделяет идеологические воззрения Гарбуза и драматурга Иегошуа Соболя, не обязательно целуют каждую мезузу. Дело в ином: Гарбуз и Соболь убедительно продемонстрировали, что в израильском обществе продолжается война культур. И началась она не сегодня. Поэтому меня ничуть не удивили высказывания Гарбуза и Соболя.
С точки зрения веры и мировоззренческих принципов, государство Израиль состоит из двух отдельных республик, которые не значатся на карте и не имеют четких географических границ. Одна из них – секулярная республика, в которой Всевышний не играет никакой роли. Вторая – республика, опирающаяся на еврейскую традицию многих поколений.
Жители второй республики не обязательно являются истовыми прихожанами синагог по субботам и праздникам, но они спокойно относятся к тому, что в субботу не действует общественный транспорт. У жителей обеих республик разный культурный багаж – именно здесь проходит граница между двумя "государствами".
Если позволить себе грубое обобщение, то можно сказать, что жители республики, опирающейся на еврейскую традицию, голосуют за правые и правоцентристские партии. Между тем население секулярной израильской республики чаще всего голосует за левых и левоцентристов. Считается, что жители секулярной республики терпимы к иному мнению, склонны к диалогу, являются приверженцами гуманистических ценностей. Речь, однако, идет об ошибочном представлении, не имеющем связи с реальностью. Разве можно назвать человека терпимым, склонным к диалогу, уважающим иное мнение, если он позволяет себе публично, с трибуны, оскорблять верования других людей?
Подобное деление на два лагеря существует с первых дней существования государства. Еще тогда израильское руководство сомневалось, стоит ли принимать в стране всех желающих репатриироваться евреев Северной Африки. Было ясно, что тогдашнее руководство страны не хотело видеть в стране представителей "другого еврейского народа", в среде которого немало "целующих амулеты". Не случайно в свое время Менахем Бегин подчеркивал, что в правом еврейском подполье в канун создания государства были представители всех еврейских общин.
Сегодня речь идет не только об общинно-этнической борьбе. Так называемый "этнический джин" уже давно вырвался из бутылки на широкие просторы страны. И вот Яир Гарбуз придумал новое имя для этнического джина – "целующий амулеты".
Возможно, мы наблюдаем сейчас последний бой этой войны культур. Какими бы ни были результаты выборов, даже если победу одержит Сионистский лагерь, ясно одно: "израильтяне" проиграли битву "евреям". Борьба элит находится на завершающем этапе. Высказывания Гарбуза и Соболя символизируют крах старых израильских элит.
Яаков Ахимеир, NRG