Читайте также
Если крепко зажать факел в правой руке и поднять его высоко над головой навстречу дующему на запад ветру, то пламя устремится влево. И как ни крутись, оно будет колыхаться влево. По крайней мере, до тех пор, пока не переменится ветер.
Политика, как известно, не подчиняется законам физики. Она вообще не подчиняется никаким законам. И если в какой-то момент требуется объявить левое правым, то и с этим никаких проблем не возникает. Главное – объявить об этом погромче и повторять до тех пор, пока абсурд не примет форму истины. Ну или хотя бы ее подобия.
В канун выборов Яир Лапид не устает повторять, что он никакой не левый, а наоборот, правый. Возможно, не настолько правый, как Авигдор Либерман, но уж точно не такой левый, как Бужи и Ципи. И уж, конечно, совсем не такой, как Захава Гальон. Вот только речи эти в основном адресованы русскоязычным избирателям. А так как сам Лапид русским языком не владеет, озвучивают эту мысль его русскоязычные пиарщики и полномочный посол лидера партии на "русской улице" - Йоэль (по-русски - Константин) Развозов.
Выступая на иврите, Лапид редко говорит об арабо-израильском конфликте. Его посулы, как обычно, ограничиваются благоденствием для среднего класса за счет прожорливых ортодоксов и ненасытных поселенцев, на нужды которых (век Биби не видать!) уходят миллионы из государственной казны. Та часть потенциальных избирателей, которая внимает Лапиду в оригинале, ждет от него именно этого. Ей не чужды страдания палестинского народа. Пусть не в столь радикальной форме, как у Бужи, Ципи или Захавы, но не чужды.
Иное дело "русские". Они, как считают Лапид и его советники, люди светские и образованные, но еще не дозрели до нового Ближнего Востока, построение которого требует болезненных уступок палестинцам. А посему их не следует ни разочаровывать, ни злить левыми идеями. Нужно из левого стать правым – да запросто!
Если даже отбросить полную солидарность Лапида с лозунгом "Только не Биби", под которым идет на выборы левый лагерь и подручная ему пресса (мало ли кому надоел Нетаниягу), то и в этом случае "раскопки" истинных идеологических убеждений лидера "Еш атид" не потребуют долгого труда.
Достаточно вспомнить негодование Лапида после того, как правительство Нетаниягу отказалось от продолжения переговоров с Абу-Мазеном. Лапид возмутился настолько, что даже пригрозил выйти из правящей коалиции. Какие уж тут интересы среднего класса, когда государство Фалыстын в опасности!
После этого Лапид, занимавший пост министра финансов и входивший в узкий кабинет безопасности, заморозил перевод денег на развитие поселений, блокировал законопроект о еврейском характере государства, поддерживал унизительные переговоры с ХАМАСом в Каире после операции "Несокрушимая скала". Разумеется, никаких упоминаний по этому поводу в предвыборной пропаганде (по крайней мере, на русском языке) нет.
Как нет упоминаний о том, что основную часть электората "Еш атид" составляют не только беглецы из шароно-пересовской "Кадимы", но даже из МЕРЕЦа. Беглянка из МЕРЕЦа и Яэль Герман, бывший министр здравоохранения, занимающая в нынешнем списке "Еш атид" одно из первых мест.
Сегодня Лапид упрямо не желает говорить прямо, кого он намерен рекомендовать в качестве главы правительства после выборов. Но если это "только не Биби", тогда кто? Бужи и Ципи из "Сионистского лагеря"!
Впрочем, некоторую ясность по этому поводу вносит обнародованные 10 марта телеканалом Кнессета результаты социологического опроса о предпочтениях избирателей различных партий относительно кандидатуры премьер-министра. Самые интересные цифры касаются избирателей партии "Еш атид".
Как выяснилось, 79% сторонников партии Лапида хотят, чтобы премьер-министром стал Ицхак (Бужи) Герцог. (Для сравнения: среди избирателей Моше Кахлона 47% хотят видеть премьером Герцога, тогда как все 100% голосующих за партию Авигдора Либермана хотят видеть в кресле премьера Биньямина Нетаниягу.)
Еще более показательными выглядят результаты другого опроса, который по заказу агентства Walla провел институт социологических исследований TNS ("Телесекер"). Отвечая на вопрос о том, кого они хотят видеть новым министром иностранных дел, большинство избирателей "Еш атид" назвали кандидатуру Ципи Ливни, которая опередила по уровню предпочтений самого Лапида.
Вывод, как говорится, напрашивается сам собой. У левого электората не может быть правого лидера. А если он выдает себя за правого, то либо цинично обманывает, либо держит за дураков часть избирателей. Увы, в эту категорию как раз и попадают те, к кому Лапид обращается по-русски.
Алексей Лоренцсон