Читайте также
Автономный ритм
Недельная глава "Ваикахель" начинается с требования соблюдения субботних ограничений, на которых зиждется поддержание недельного цикла: "И собрал Моше все общество сынов Израилевых, и сказал им: вот слова, которые велел Господь исполнить: Шесть дней можно делать работу, в день же седьмой да будет освящение полнейшего покоя Господу; всякий, производящий в оный работу, предан будет смерти. Не зажигайте огня во всех жилищах ваших в день субботний" (35:1-3).
С той поры в Израиле повелось чтить субботу, с той поры счет недель продолжается отлаженно и неизменно. Не раз в истории велись ожесточенные споры о том, когда начался тот или иной лунный месяц; из хронологии пропадали чуть ли не целые столетия, но никто никогда не слышал, чтобы еврейский народ сбился при счете суббот!
Однако это не единственное отличие недельного цикла от всех прочих временных мер. Главное отличие недели состоит в том, что она не привязана ни к какому природному кругу.
Все люди с древних времен были привязаны к космическому пульсу, все они шагали исключительно в ногу с природными ритмами. Ни одна древняя культура не знала каких-либо иных временных мер, иных временных циклов кроме суток, лунных месяцев и солнечных лет. Казалось бы, еврейская неделя, привязанная к "племенному мифу", гласящему, что мир творился в шесть приемов, после чего наступил "покой", могла носить для других народов исключительно интеллектуальную ценность. Однако случилось по-другому: прослышав от евреев о шестидневной рабочей неделе и следующем за ним дне покоя, все народы дружно включились в эту жизненную периодичность. Одни народы выбрали себе для отдыха первый день недели, другие – шестой, но саму неделю человечество приняло безоговорочно. При этом хорошо известно, что любые другие попытки создания подобных циклов (например, советской "пятидневки") проваливались. Что же все это значит? Почему все народы переняли от евреев эту цикличность? Почему этот ритм пришелся им в пору? Что за всем этим стоит?
Вывод напрашивается только один – что-то имеется в природе человека, что созвучно этому ритму, что резонирует с ним. Чтобы чувствовать себя комфортно, отношение покоя и труда в жизни человека должно составлять один к шести.
Категории духа
Прежде всего, уместно отметить, что в еврейской традиции число семь находится на почетном, во всяком случае, явно не на седьмом месте. Так согласно преданию, Ноах получил от Всевышего именно семь заповедей. В святая святых Иерусалимского Храма стояло семисвечие. Духовных руководителей еврейского народа, так называемых Пастырей Израиля – насчитывается семь: Авраам, Ицхак, Йаков, Моше, Аарон, Йосеф и Давид. Сами они при этом соответствуют семи Божественным сфирот, посредством которых Всевышний сотворил мир и в дальнейшем взаимодействует с ним.
Более того, как это показывает рав Моше Грилак, "семерки" многократно прослеживаются во всем тексте Торы. Так, например, слово "скрижали" встречается семь раз как в обеих историях получения первых скрижалей (Шмот 31:18-32:19 и Дварим 9:8-17), так и в обеих историях приобретения скрижалей вторых (Шмот 34:1-34:35 и Дварим 10:1-5).
Или, например, в описании нападения Амалека на Израиль сразу после исхода из Египта (Шмот 17:8-16) имена Моше и Амалека повторяются по семь раз.
Рав Грилак обращает внимание на то, что помимо субботы Всевышний даровал в году семь праздничных дней покоя: первый и седьмой день Песаха, Шавуот, Рош-Ашана, Йом-Кипур, первый день Суккота и Шмини-Ацерет.
Я не знаю, в какой мере "священные семерки" распространены в других религиях, но это и не столь важно, так как мало что может добавить к данному наблюдению. Куда важнее, что в природе как будто бы также встречается своеобразные "семикратности".
Во всяком случае, нельзя не заметить, что человек выделяет семь основных цветов в радуге, и семь нот в простой гамме.
На первый взгляд, может показаться, что это что-то "природное", что-то "объективное", то, за что можно как-то зацепиться, и выявить, наконец, "природную" сторону семикратного ритма. Однако при первом же взгляде обнаруживается, что радуга и гамма – это не объективная структура цвета и музыки, а особенность человеческого аппарата их восприятия.
Объективно существует непрерывный цветовой спектр, в котором человеческий глаз выделяет семь основных цветов. То же и со звуками – из непрерывного спектра их частот человеческое ухо улавливает семь основных нот.
В свое время Юм, и в особенности Кант подметили, что существуют понятия, которые мы приобретаем не из жизненного опыта, а напротив, упорядочивая свой жизненный опыт с помощью этих понятий. Понятия же эти присущи нашему уму как таковому. Например, таким понятием является знаменитый тандем: "причина – следствие". Кант назвал такие "априорные" формы знания категориями чистого разума. Аналогичные средства априорного восприятия он усматривал также и в чувствах. Так, пространство и время, по Канту, являются не внешними предметами, не объективными параметрами мира, которые мы каким-то образом воспринимаем, а нашими субъективными средствами восприятия внешних предметов.
Но то же самое, по всей видимости, происходит и в отношении восприятия духовного. Человек потому усматривает в радуге семь цветов, раскладывает музыкальную фразу на семь нот, а во временном потоке выделяет семь дней, что сам он семичастен.
Действительно, согласно каббале, каждая из семи соприкасающихся с миром Божественных сфирот соответствует не только духовным "атрибутам", но отражается также и в частях человеческого тела.
Я не возьмусь стоя на одной ноге проникать в этот столь же сложный, сколь и важный предмет, тем более, что существует не одна версия приведения в соответствие человеческого тела древу сфирот, но, как я слышал, согласно одной интерпретации, седьмой частью человеческого тела является его жена.
И этот взгляд приоткрывает нам смысл еврейской недели: Суббота так же отделена от шести будничных дней, и так же составляет с ними одно целое, как составляют собой одно целое муж и жена, остающиеся одновременно двумя обособленными существами.