Читайте также
Как это часто бывает с метафорами, иносказательный смысл, запрятанный в них, неожиданно становится основным, убивает задуманную иронию и возвращает нас к первоначальному смыслу образного сравнения.
Только самый ленивый журналист не сравнивал политиков с циркачами разных специальностей от клоуна до укротителя хищников, а их публичную деятельность – с водевилем! И вдруг метафора становится жизнью – политики, борющиеся сегодня в Израиле за власть, один за другим представляются избирателю в художественных образах. На экраны один за другим выходят предвыборные ролики, снятые в жанре ИГРОВОГО кино. И в них, вместо того, чтобы внятно рассказать избирателям, что собственно он обещает сделать, придя к власти, политик играет самого себя. Причем, играет плохо, потому что актеры из них еще хуже, чем политики.
Интересно, что нынешний премьер-министр Израиля Бинямин Нетаниягу в жизни достаточно харизматичный и обаятельный человек. Он прекрасно владеет языком, умело пользуется интонацией и паузой, сопровождает свою речь сдержанной, но выразительной мимикой и, говорят, даже репетирует перед выступлением. Но все это выглядит невыносимо глупо в предвыборном ролике, где премьер-министр играет воспитателя детского сада, который снисходительно одергивает расшалившихся детишек, называя их ласкательными именами реальных политиков. При этом как раз реальные дети выглядят намного естественней, нежели высокопоставленный лицедей.
Еще глупее художественный образ, который воплотил в своем предвыборном ролике лидер партии поселенцев "Еврейский дом" Нафтали Беннет. Молодой, амбициозный политик, возглавляющий не самую большую, но наиболее влиятельную партию, умеющую навязывать свою идеологию всему Израилю, выглядит первокурсником киноколледжа, пытающимся сыграть перед камерой им же придуманный этюд.
Наклеив себе фальшивую бороду, Беннет сначала заискивающе извиняется перед всеми, кто его нарочито или случайно задел. А потом бороду срывает и призывает избирателей прекратить чувствовать себя виноватыми перед всем миром. Но пересечь границу, отделяющую капустник от митинга, артисту-любителю не удается. На фоне бородатой метафоры трагически-серьезный призыв разделаться с менталитетом местечкового еврея выглядит водевильно, неестественно, глупо.
Но все подлинные достижения художественной самодеятельности воплотила партия МЕРЕЦ, известная своим ревностным отношением к правам человека. Правда, человека преимущественно арабской национальности. Соплеменники, тем более русскоязычные, по мнению этих правозащитников, нуждаются в защите только в предвыборный период. Творческий коллектив МЕРЕЦа не останавливается перед трудностями, известными любому начинающему кинематографисту. Похоже, он о них даже не подозревает. И если киношедевры правых партий ограничиваются попыткой создать художественный образ, то у левых – это настоящий мюзикл. С песнями и плясками, кино-эффектами.
Краткое либретто для тех, кто не видел. Очень скучная свадьба. Все зевают. Невеста капризно отталкивает от себя сладости. И вдруг на кухне заходится русская гармошка. Как по команде, все, включая инвалида в коляске, во главе с лидером партии Захавой Гальон пускаются в пляс. Хореография торжествует. Зрители, пританцовывая, бегут к избирательным урнам.
Видимо, все эти художественные изыски должны убедить избирателей в том, что на этих людей можно положиться. Но убеждает совершенно в противоположном – те, кого мы видим на экране, просто занимаются художественной самодеятельностью, в которой ни черта не смыслят. И точно такой же самодеятельностью будут заниматься, когда их выберут в парламент. Весь этот фестиваль, независимо от политических взглядов его участников, оставляет неизгладимое ощущение, что люди занимаются не своим делом и ничего серьезного им доверять ни в коем случае нельзя.
Ну, кроме, разве что, управления страной.
"Я хочу МЕРЕЦ в правительстве! – поют танцующие политики – Мне будет только хорошо и мне не будет плохо!". Вот в этом-то как раз можно не сомневаться.