Читайте также
Премьер-министр Биньямин Нетаниягу отправился на этой неделе в Нью-Йорк, чтобы честно рассказать всем правду: положение, в котором находится наша страна, никогда еще не было столь плачевным.
Бывали в прошлом гораздо более сложные времена. Так, в начале 50-х годов у Израиля не было ни одного стратегического союзника. Бывали в прошлом ситуации, вызывавшие гораздо большее раздражение. Так в середине 70-х Генеральная ассамблея ООН провозгласила сионизм формой расизма. Однако никогда в прошлом мы не находились в столь убогом, столь позорном положении, в котором пребываем в настоящее время. Гротескная внешняя политика Нетаниягу-Либермана привела к тому, что Израиль превратился в пафосное и беспомощное государственное образование.
Причины произошедшего достаточно тривиальны. В любой войне лучшая защита – это нападение. Во внешней политике лучший вид нападения – это отдача. Только в том случае, если ты отдаешь что-нибудь, приобретая таким образом союзника, твоя сила растет.
Израиль Нетаниягу-Либермана жадное государство, оно не способно дать кому-либо что-либо. Поэтому оно не получает ничего, не приобретает союзников и становится слабее день ото дня – подобная слабость становится опасной для его существования. Израиль теряет одно стратегическое достояние за другим, одну государственную позицию за другой, загоняя себя в полную изоляцию.
Я хочу быть правильно понятым: в нынешней жестокой детской игре плохим ребенком являются палестинцы. Израиль все еще остается государством-оккупантом, однако именно палестинцы являются атакующей стороной.
В то время, как государство Израиль признает право палестинцев на национальное государство, Палестина не признает право еврейского народа на свое государство. В то время, как государство Израиль предложило палестинцам план Ольмерта, палестинцы не предложили израильтянам вариант нормальной границы, которую можно защитить от иностранного вторжения.
Палестинцы продолжают отвергать единственно возможный вариант раздела страны: 1967 в обмен на 1948; реализация права на самоопределение в обмен на отказ от права беженцев на возвращение.
Палестинцы, которые 10 лет назад отказались от щедрого предложения Эхуда Барака, три года назад отказались от подобного предложения Эхуда Ольмерта. В течение последних двух лет они отказывались вести переговоры с Нетаниягу. Палестинцы были и остаются стороной, которая отказывается заключать подлинный мир.
Но именно тот факт, что палестинцы являются "анфан террибль" в этой игре, дает представление, насколько Нетаниягу и Либерман являются глупыми детьми. С какой легкостью можно было бы сорвать маску с Абу-Мазена. С какой легкостью можно было бы доказать, что председатель автономии требует от нас и тот клочок земли в Южном Тель-Авиве, где расположена редакция газеты "Гаарец". Но чтобы сделать это, были необходимы изобретательность, творческий подход, дерзость.
Нужно было предложить палестинцам уступки, которые им предлагали Барак и Ольмерт. Либо следовало продолжить реализацию плана размежевания Шарона. Или реализовать промежуточный план Мофаза.
Все это не привело бы Израиль к миру. Однако реализация одного из сценариев могла бы упрочить международное положение Израиля в ходе возможной войны. Сражение было бы перенесено на территорию противника. Легитимность действий Израиля не подвергалась бы сомнению. А в международной изоляции оказались бы палестинцы. Вместо того, чтобы становиться боксерской грушей всего мира, Израиль вновь стал бы солидным политическим игроком, к которому мир прислушивается со всей серьезностью.
Ари Шавит