Читайте также
Наверняка американские геополитики еще задолго до наступления нового года прикидывали, гуляя взором по географическому атласу Ближнего Востока, каким ему быть в обозримой перспективе.
Мы не случайно говорим сегодня об этом: бредовая идея Джорджа Буша-младшего о «Большом Ближнем Востоке», с которой он носился в период своего правления, реанимируется. И привлекает все больше сторонников. Выражаясь наукообразно – «апологетов». Изначально слово возвышенное, чистое, попав в политическую лексику, обрело какой-то нездоровый, ядовитый оттенок. В нашем случае – то, что надо.
В бурной нашей истории кто только не подтягивал, не подгонял под себя Арабский Восток. Турки-османы, англичане, французы, итальянцы, немцы… Сейчас взор к нему, полный вожделения, устремлен из-за океана…
Вы обратили внимание, Буш назвал идею или «проект» не «Великий Ближний Восток», что предполагало бы державность, величие, экономическое процветание и могущество. По Бушу – «Большой Ближний Восток». Что с головой выдает самого Буша, неуемность аппетитов американской внешнеполитической стратегии и масштабный размах американских национальных интересов на исламских землях. То есть предполагалось перекроить все границы и получить огромную территорию от мавританской Атлантики до Персидского залива и далее – до афганских нагорий и пустынь Центральной Азии. И надо всем – американский контроль или, для благозвучия, маскирующего имперские амбиции – опекой. Взамен – мифическая помощь и внедрение принципов «демократии по-американски».
Либо тот же проект, но перелицованный по-израильски: Ближний Восток от устья реки Литани, на границе с Ливаном, и до Синая. Это «наши исконные земли», заявляет Тель-Авив, не скрывая, что намерен расселять на них европейских евреев, поток которых к «земле обетованной» не иссякает.
А есть еще проект «Нового Ближнего Востока». К нему, говорят, приложил руку сам глава нынешней американской администрации, пытаясь, как гласит арабская поговорка, «сшибить шапкой сразу двух птиц». Первая – «синяя птица мечты»: переизбрание на второй срок. Пусть избиратель думает, что Обама не бросает ни иракские, ни афганские земли, изрядно потоптанные американским военным сапогом, или высоким шнурованным ботинком, на произвол судьбы. А радеет, заботится о них.
Вторая птица обамовской мечты – сотворение с помощью верных ближневосточных союзников нового географического пространства и, опять же, контроль над ним. С учетом того, что «весна» сокрушила вековые структуры и стереотипы, смела репрессивные режимы и на этом останавливаться, судя по всему, не собирается.
Так кто перетянет? Чья мысль окажется не эфемерной утопией, но облаченной плотью реальности. Или: чья мысль окажется сильнее? Не удивляйтесь, есть такое понятие у психологов – «сильная мысль». Все пробивающая и упорно стремящаяся к цели, как дикий вепрь, что движется напролом через лесную чащобу…
Прервем свободный полет мысли. По поступающим сообщениям, американские геополитики и советники администрации «расчерчивают» на политической карте новые границы Ближнего Востока, исходя из совершенно новых реалий. «Весна», разумеется, не в счет, ибо, по мнению аналитиков, это несерьезно и все может возвратиться на круги своя. А вот выход исламистов к огням рампы – это действительно новый вектор сил, разворачивающих регион совсем в ином направлении.
Посудите сами. «А почему бы и не халифат! Но разумный. Без идиотичности глобалистской мысли и с очень ограниченной демократией». Это сказал Бадиа, один из нынешних салафистских мыслителей. Отмолчавшись, сколько положено, исламисты уже начинают делать политические заявления относительно обозримого будущего Ближнего Востока. Да и Среднего тоже.
«Большой Ближний Восток» выдумывали с расчетом на бессловесных рабов Мубарака, Салеха, Зина эль-Абидина Бен Али, подобострастно внемлющих своим заокеанским благодетелям. В обмен на громкие титулы, раздаваемые Вашингтоном: «надежный союзник и партнер США» в Машрике, в Магрибе, в Аравии… Далее по тексту…
Исламистов этими идеями не очаровать. У них свое видение обозримого будущего арабского региона. И мысли роятся тоже оригинальные: от общественных приморских пляжей без разделения на мужскую и женскую половины и позволения носить бикини, до сохранения целомудренных средневековых традиций – ранних браков, например.
Бушу-отцу и Бушу-сыну было проще с доводами, чем Обаме: те отправились в «крестовый поход» против терроризма. Идея американской антитеррористичекой жандармерии вошла по наследству и в ближневосточную стратегию администрации Обамы. Но исламисты спутали карты, заявив на весь мир, что радикализм – это уже не их знамя. Убежден, если они действительно утвердятся в арабских парламентах и во власти, «террористический файл» будет закрыт. Фундаменталистам проще поладить со своими единоверцами. И в горном Йемене, и на райской красоты индонезийских островах, и в Сомали, и на шиитском ливанском юге. Договориться с афганскими талибами, с воинственными племенами, кочующими вдоль афгано-пакистанских границ…
Эра милосердия, разумеется, не наступит. В Европе, как зеленая плесень, полная болезненной жизни, расползаются свои, «бледнолицые», борцы за чистоту расы. Эти пострашнее бездумных, полуграмотных фанатиков, которых ведет убогая, но все же мотивация. В Европе и в Америке в людей стреляют просто так. По настроению. Впрочем, и тех, и других объединяет звериное человеконенавистничество. Вот о решении какой проблемы стоит задуматься Обаме и иже с ним, а не заниматься «ближневосточной благотворительной миссией». Сейчас есть, кому обустраивать регион.
Правда, региональные эксперты не исключают, что американцы, вернее, их спецслужбы, смогут подобрать ключик к амбициозным, но зачастую по-детски доверчивым, простодушным и неискушенным в политике фундаменталистам. И перетянуть их в свой лагерь. Этот альянс будет страшен. И все же подобное, на мой взгляд, может произойти, если только американцы убедят своего ближневосточного союзника – еврейское государство – пойти на существенные уступки в палестино-израильском противостоянии. Вряд ли подобное может случиться. Даже виртуально…
Буш. Обама. И третий, очень серьезный игрок – исламисты. Салафисты, «Братья-мусульмане», политические движения «Возрождение», «Исламский призыв»…
Карты сданы. У кого на руках козыри?
Навваф аз-Зарв, "Al Jazeera", Катар