Читайте также
В Израиле проходит полицейское расследование громкого коррупционного скандала, в центре которого оказались представители партии "Наш Дом Израиль" (НДИ), созданной в конце 90-х выходцем из бывшего СССР Авигдором Либерманом.
Первые аресты по этому делу были проведены в минувшую среду, 23 декабря.
Полиция задержала свыше 30 человек, среди которых бывший министр туризма Стас Мисежников, высокопоставленные сотрудники аппарата НДИ, главы нескольких местных советов, а также руководители ряда общественных организаций.
Более семи часов полиция допрашивала генсека партии, заместителя министра внутренних дел Фаину Киршенбаум.
Избежать ареста Киршенбаум удалось лишь благодаря депутатской неприкосновенности. Среди задержанных оказались ее дочь Ронит Киршенбаум и парламентская помощница замминистра.
В полиции подозревают, что все задержанные были частью большой преступной группы, которой инкриминируется отмывание капитала, взяточничество, незаконный перевод средств из государственной казны в обмен на назначения приближенных и получение различных льгот и благ.
В то же время, в руководстве НДИ заявляют, что речь идет о целенаправленном политическом преследовании.
По мнению главы партии, министра иностранных дел Авигдора Либермана, нынешнее расследование носит заказной характер и призвано нанести удар по партии накануне парламентских выборов, назначенных на 17 марта.
Номер 242
Уроженка Львова, депутат кнессета Киршенбаум проживает в небольшом поселении Нили, на Западном берегу реки Иордан.
Попасть в поселение можно, лишь проехав через контрольно-пропускной пункт за так называемой "зеленой чертой " (граница раздела между израильтянами и палестинцами от 1967 года), где круглосуточно дежурят израильские военнослужащие.
Где именно находится дом семьи Киршенбаум, уже внутри поселка вам покажет любой местный житель. Для своих соседей она прежде всего обычная Фани, которую называют одной из основательниц Нили.
В среду рано утром в доме Киршенбаум раздался телефонный звонок. На другом конце был глава следственного управления полиции генерал-майор Мени Ицхаки.
Разговор был коротким. Киршенбаум было предписано немедленно явиться на допрос в подразделение "ЛААВ 433" (израильский аналог ФБР).
Параллельно со звонком в Нили десятки полицейских отправились к другим фигурантам дела. Вооружившись судебными постановлениями об аресте, следователи задержали около тридцати человек.
Обыски были проведены в министерствах внутренних дел, сельского хозяйства и туризма. В последних двух ведомствах центральные места, включая посты министров, занимают представители партии НДИ.
Также были задержаны руководители нескольких общественных организаций. Следователи подозревают, что они давали взятки и выполняли функцию своего рода посредников в коррупционной схеме.
Известно, что в ходе обысков были изъяты сотни документов, личные компьютеры и другая документация.
Как позже сообщили в полиции, тайное следствие по этому делу велось более года. Санкции на прослушивание телефонных разговоров высокопоставленных израильских политиков утверждал лично юридический советник правительства Йехуда Вайнштейн.
Источники в правоохранительных органах дали понять, что в деле есть государственные свидетели.
Учитывая предыдущие громкие коррупционные дела в истории страны, в которых обвинительные приговоры основывались именно на показаниях таких свидетелей, многие комментаторы сходятся во мнении, что дело более чем серьезное.
Известно, что в государственной прокуратуре Израиля дело проходит под номером 242. Кто-то из журналистов даже сравнил это со знаменитой резолюцией Совбеза ООН от 22 ноября 1967 года под номером 242, призывающей Израиль покинуть территорию Западного берега.
Подобно тогдашнему решению ООН, которое сильно осложнило жизнь израильским дипломатам в мире, нынешнее решение прокуратуры об открытии уголовного дела может нанести непоправимый удар по предвыборной кампании НДИ.
"Закончились патроны"
Между тем, большинство комментаторов сходится во мнении, что по своему размаху нынешний коррупционный скандал может претендовать на звание самого громкого в истории страны.
"Я не понимаю, о чем идет речь, и мне нечего скрывать", - заявила Фаина Киршенбаум в первые часы после публикации массовых арестов по всей стране.
"Я верю в себя и точно знаю, что я полностью чиста перед законом", - добавила она.
"Действия полиции и прокуратуры уже нанесли партии непоправимый ущерб, - говорит глава пресс-службы НДИ Владимир Бейдер. - Ведь не нужно рассказывать, что представляет собой короткая трехмесячная предвыборная кампания и как здесь дорог каждый день".
По его словам, налицо явная негативная тенденция в отношении партии выходцев из бывшего СССР. Тем более, что ни одна из предвыборных кампаний с 1999-го года (с момента образования НДИ) не проходила без очередного громкого расследования в отношении самого Либермана.
"У системы закончились патроны. Год назад против Либермана был оправдательный приговор. Взялись за номер два в партийном списке", - утверждает Бейдер.
Не менее жесткой оказалась реакция на скандал и самого Либермана: как он сказал, у него появилось слишком много вопросов к правоохранительным органам, которые, по его мнению, слишком рьяно взялись за дело.
Все это заставляет людей в НДИ верить в версию о политическом заговоре. Однако такую версию категорически отбрасывают в руководстве израильской полиции.
В следственном управлении заявили, что переход от тайного расследования, которое велось более года, к открытому следствию и арестам, был вызваны исключительно техническими аргументами.
В полиции подозревали, что в последний момент может произойти утечка информации.
"Все обвинения в политической ангажированности этого расследования не имеют под собой никаких оснований, - заявил в начале недели генеральный инспектор полиции Израиля Йоханан Данино. – Следственные мероприятия велись на протяжении целого года и никак не были связаны с предстоящими парламентскими выборами".
Будут ли вынесены уже в ближайшее время обвинительные заключения против главных фигурантов в этом скандале – вопрос, на который, похоже, нет ответа у самих полицейских. В конце концов, исход таких коррупционных дел будет определен только судом.
А ведь в недавней истории известны случаи, когда громкие публикации со стороны израильских полицейских по подозрению в коррупции неожиданно таяли как лед уже на первых заседаниях в залах суда, превращая их в незначительные досудебные сделки с условными наказаниями обвиняемым.
Пока же в самой партии отмечают, что предвыборная кампания НДИ будет продолжена в запланированном режиме , а лозунг "наших бьют" там наверняка будет использован в предстоящей борьбе за голоса русскоязычных израильтян – выходцев из бывшего СССР.