Zahav.МненияZahav.ru

Четверг
Тель-Авив
+26+17
Иерусалим
+24+12

Мнения

А
А

Гражданское общество периода токсикоза

Через двадцать лет выйдет внук рава Лицмана, обнимет сына Дери и объявит о создании единого ультраортодоксального блока. "Кто угодно, только не светские" - будет их девиз.

16.12.2014
Источник:Глобус
מערכת וואלה! צילום מסך

Читайте также

В ряде городов Германии, прочел я недавно, квартиросъемщики вышли на демонстрации против повышения арендной платы за жилье. Произошло это примерно в те сроки, когда у нас практически повсеместно и дружно муниципалитеты подняли "арнону". На каком основании? - интересуюсь спросить. Стало чище, меньше кошачьего и собачьего дерьма, добавилось дешевых и бесплатных стоянок, зелени, уютных скверов? Можно ли говорить о возросшем качестве муниципальных услуг? Да нет, конечно, отымели по полной программе, и даже фамилию не спросили. А чего спрашивать, если мы на разных фамилиях? Одни мучительно тянут машканту и эту повышенную арнону, другие, будучи счастливыми обладателями десятка квартир, перекладывают муниципальный налог на съемщиков и о новом поборе даже не догадываются.

У меня, подобно персонажу Гашека, при слове "милки" тут же возникает изжога от шоколадной фольги, но их немецкие цены есть реальное достижение гражданского общества - общества, которое мы в Израиле не наблюдаем. Наше тошнит от нерешенных социальных вопросов, однако оно пребывает только на первых сроках беременности. Ему почти шестьдесят, а все говорят: ну, какой это возраст для государства?! Давай, съешь кисленького, солененького, авось и полегчает.

Позвольте, нормальный возраст. Советский Союз дожил до семидесяти и благополучно дал дуба. В нем тоже не было гражданского общества, как не было ничего общего у узбекского декханина с литовским хуторянином.

Вчерашний успех Лапида и Беннета объясним тем, что каждый из них, исключительно по-своему, но весьма эффективно оседлал социальные сети. Тот же нулевой квартирный НДС трудно назвать панацеей, о чем и серьезные экономисты, и бабушки в парке надвое сказали, но болевая точка очевидна.

- Хреново вам? – поинтересовался несменяемый премьер. – Съешьте соленый огурчик, вот вам нулевой НДС на основные продукты питания: хлеб, молоко, "гиль" и "эшель." Экономисты тут же кинулись к калькуляторам, подсчитали: получается экономия в 38 шекелей на семью. Меньше десяти долларов, не говоря уже о евро. Большой привет большому ШАСу и "Еврейству Торы", многодетным жителям Бней-Брака. Это один из краеугольных пунктов их избирательной программы. Понятно, 17 марта пойдут и проголосуют как надо. А мне и моим знакомым хлеб и молоко врачи давно запретили. Я не уверен, что за 38 шекелей они в свой выходной с дивана встанут.

Бужи Герцог с Ципи Ливни их тоже не возбуждают. "Кто угодно, только не Биби!" А кто, вы?!

У дочки командира «Иргуна» и депутата трех Кнессетов с внуком главного раввина и сыном президента так много общего, что они тут же договорились о ротации. Оба родились в заботе и неге, старые деньги, нужды не знали, вся разница лишь в том, что росли на разных коленях. Наследный принц Аводы, племянник Абы Эвена сидел тихо, посасывал серебряную ложечку во рту и, регулярно оказываясь на министерских постах, особой инициативой не выделялся. Ему как будто сказали: подожди, когда все мастодонты из политики уйдут, все тебе будет. Переписал адвокатскую фирму на родню и кинулся со своими миллионами в лидеры нации. Ципи тоже десять лет успешно занималась адвокатской практикой, тоже не бедная и бесконечно далекая от наших экономических проблем. В оппозиции сидела тихо, потому что, кроме мирного процесса, ей обществу предложить было нечего. Абсолютно правильно Герцог представил себя и Ливни, торжественно объявляя новый политический альянс: - Мы второе поколение израильских политиков…

Мы, первое и второе поколение иммигрантов, искренне за вас рады, но у нас нет резона вставать с дивана, чтобы привести вас к власти. Вам нечего нам предложить. А кому есть?

Опять-таки, признаки беременности налицо, шестидесятилетняя девица то и дело бегает блевать к унитазу, вот как заглянет в интернет или в телевизор, посмотрит на эти личики, так и бежит. Притом она искренне надеется, что папаша найдется и будущее дитя признает. Не Лапид, так Кахалон со своим табунком никому не известных куланов. Чем, собственно, прославился лидер новой партии Кулану? (Название, заметьте, столь же маловыразительное, с популистским, ни к чему не обязывающим душком, как перевод с иврита движений Кадима, А-Тнуа, Еш Атид и пр.). Кулан добил реформу средств сотовой связи. Но скрутить не самую главную головочку монопольной израильской гидры с благословения премьера легко и приятно, да еще и уйти в тень на этой победной ноте. И этого достаточно, чтобы объявить себя новым борцом за социальную справедливость?

Метод борьбы с зарождающимся гражданским обществом всего один. Маленькая непобедоносная война на Севере или на Юге. Война с заранее прогнозируемым ничейным результатом. Апробирована Ольмертом, Ливни и Биби. Не потому, что ЦАХАЛ разучился воевать, а Генштаб и министерство обороны - им руководить. Просто окончательная безоговорочная победа никому не нужна. Ни военным, ни политикам. Разгроми мы на Севере «Хизбаллу», так рухнет режим Асада и ему на смену придет «Исламское государство». Значит, слабая и завязшая в боях «Хизбалла», чьи арсеналы мы периодически прореживаем, нас устраивает. И ХАМАС, следом за ФАТХом вкусивший воровского коррупционного счастья, ХАМАС предсказуемый, предпочтительней новой фанатичной и голодной власти в Газе. Не потому ли мы детишек главарей террора у себя лечим? Так зачем же менять кусок вонючего хозяйственного мыла на острое шило в собственном боку? Генералы, руководившие военными операциями, достаточно быстро становятся политиками и присоединяются к хору критиков премьеров, виновных в неудачном завершении очередной войны. Граждане бурно участвуют в этой полемике, потому что у нас нет гражданского общества, зато есть милуимное братство. Даже те, кто в него не входит, норовят вставить свои пять агорот, они ведь молились за победу.

Какого же результата я жду от грядущих выборов? Только одного - увеличения числа парламентских мест «Яхадут ха-Тора». В 1992 году объединенный блок взял четыре мандата. На прошлых выборах их было семь против пяти в Кнессете 18 созыва, а сегодня самые противоречивые опросы именно в оценке «Яхадут ха-Тора» сходятся на цифре 8. А через десять лет? А еще, страшно подумать, через двадцать? Если лучшие граждане Израиля, его гордость и элита, отслужив в армии и закончив университеты, окончательно разуверятся и отправятся строить гражданское общество в другие страны, то эти не нужны никому, они непременно останутся. И, боюсь, через двадцать лет выйдет к микрофонам внук рава Лицмана или Гафни, обнимет сына Ишая или Дери и объявит о создании единого ультраортодоксального блока. "Кто угодно, только не светские" – будет их девиз. Мы второе поколение харедим в политике, мы и возглавим страну.

Комментарии, содержащие оскорбления и человеконенавистнические высказывания, будут удаляться.

Пожалуйста, обсуждайте статьи, а не их авторов.

Статьи можно также обсудить в Фейсбуке