Читайте также
Иногда с удовольствием соглашаюсь с тезисом своего извечного визави – полкового раввина русской прессы Давида Шехтера, что евреи – народ Книги и в состоянии принять соломоново решение.
Цивилизация пытается противостоять панисламистской политике Реджепа Эрдогана всеми возможными способами, но все ли средства хороши?
Национальное собрание - Нижняя палата парламента Франции приняла законопроект, предусматривающий тюремное наказание сроком до одного года или штраф в сорок пять тысяч евро за отрицание геноцида армян. Подпадает ли величайшая трагедия армянского народа под понятие геноцида и можно ли приравнять ее к Холокосту? Вопрос чрезвычайно болезненный, вокруг которого идут отчаянные споры не только в мире, но и у нас в Израиле. Двадцать стран с 1965 года вслед за Уругваем признали геноцид армян, включая Европарламент, остальные либо безусловно – нет, или с оговорками. Германия отрицает понятие геноцида применительно к кровавым репрессиям армян, учиненным младотурками, и в одном из абзацев своей резолюции, осуждающей события 1915-1923 года, указывает, что некоторые страны называют их геноцидом. Недавний законопроект Нижней палаты парламента Франции в очередной раз рассорил ее с Германией. Саркози обвинили в неразборчивости средств, которые он использует для предотвращения вхождения Турции в ЕС, в потворстве влиятельному и экономически сильному армянскому лобби (600 тысяч армян – во Франции) в ущерб проживающей в республике куда менее состоятельной полумиллионной турецкой общине. 33 города Италии и Ватикан тоже признали геноцид, но не вся Италия. Точно также Национальное собрание Уэллса – не вся Великобритания.
Для Турции этот вопрос чрезвычайно болезненный. Кстати, сам Ататюрк назвал армянскую резню – мерзостью. Отрицание понятия геноцида для турок - это, прежде всего, отрицание коллективной ответственности турецкого народа. Представители азербайджанской общины у нас реагируют с не меньшей страстностью. Они говорят и пишут о некорректности сравнения армянской трагедии с Холокостом, признанным геноцидом еврейского народа Нюрнбергским процессом. Баррикады проходят прямо в Кнессете, и любая публикация на эту тему рождает жаркие споры.
Аргументы одних: «Армяне выступили во время войны против турок на стороне России, и это был предательский удар в спину. Репрессии не носили массовый характер на всей территории Оттоманской империи, а касались районов, где армянское население массово выступило против своих турецких соседей, и турецкая государственность была под реальной угрозой уничтожения».
Я не встречал в Израиле ни одного бакинца, равнодушного к этой болезненной теме.
Израильские интеллектуалы, напротив, говорят об общей трагической судьбе двух народов, что же касается репатриантов из европейской части СССР, то им скорее ближе проармянская трактовка, однако базисных знаний по истории конфликта на поверку явно недостает.
А какие баталии идут в Кнессете! Межпарламентское общество турецко-израильской дружбы почило в бозе, о чем нам официально сообщил его председатель Роберт Тивьяев, но взамен мы получили не менее влиятельное азербайджанское лобби. К сторонникам проармянского лобби относят председателя Кнессета Реувена Ривлина и Зеэва Элькина, как и депутатов от МЕРЕЦа. Элькин в этом вопросе куда воинственней своего идеологического предшественника, бывшего жителя Еревана экс-депутата Александра Цинкера. На обсуждении извечного армянского вопроса у Элькина чуть не дошло до драки с Йосефом Шагалом.
Шагал вообще национальный герой Азербайджана, которого в Милли Меджлисе знают куда лучше Нетаниягу, он даже награжден орденом. Поскольку драки не было, Элькин даже не получил нашивки за ранение, но вместо влиятельной комиссии Кнессета по иностранным делам и обороне тему геноцида решили похоронить в комиссии по образованию и не раздражать Азербайджан – верного и единственного на сегодня партнера на Кавказе. Хрен с ней, с Турцией, но Грузию мы, спасибо Ципи Ливни, уже потеряли. Пребывая в Баку, ты невольно видишь обратную сторону трагедии двух народов: в результате последней войны Арменией оккупировано восемь районов Азербайджана, разгромлено и сожжено 877 населенных пунктов, 20 тысяч погибших, 50 тысяч раненых, 5 тысяч пропавших без вести, до миллиона людей, оказавшихся в положении беженцев. Этих беженцев из Нагорного Карабаха, почитай, целое правительство в изгнании, полномочный комитет. Если снимать взаимные обиды слой за слоем, то можно дойти до попытки уничтожить Азербайджан как национальную единицу с помощью красных отрядов и бакинских комиссаров, и так добраться до полномочного министра-резидента Александра Сергеевича Грибоедова, приведшего персидских армян в Нагорный Карабах «на время»; и даже памятник благодарных армян приютившему их азербайджанскому народу вам припомнят.
У Армении, понятно, свои неоплаченные счета, и предъявлять их сплоченная и влиятельная армянская диаспора в Америке, Европе и России умеет, в отличие от молодой и не шибко состоятельной, разрозненной азербайджанской общины.
Оба лобби в Израиле используют свои аргументы. Одни говорят: пусть свое окончательное слово скажут историки, а не политики. Почему только двадцать стран признали без оговорок армянскую трагедию геноцидом? Сегодняшняя Армения ведет себя по отношению к Израилю крайне враждебно, там нарастают антисемитские настроения, и страна все больше подпадает под иранское влияние. Не стоит лишаться Азербайджана – последнего стратегического союзника на Кавказе.
Им возражают: именно еврейский народ, перенесший Холокост, как никто другой должен понять армянский, а не опираться на политическую конъюнктуру.
Как будто в этом мире можно обойтись без политики?!
У моей жены-психолога есть присказка: «Хотите об этом поговорить?»
Я не собираюсь проводить параллели, но при президенте Ющенко Украина приняла закон, предусматривающий уголовное преследование за отрицание Голодомора. Украина требовала, в том числе и от Израиля, чтобы Голодомор признали геноцидом. Голодомор – тоже страшная трагедия, уничтожившая наряду с независимым крестьянством сам генотип украинского народа. Это был геноцид де-факто, но не де-юре. Огорчу украинских националистов, но кроме любезно предоставленного ими списка еврейских фамилий руководителей тогдашнего республиканского НКВД можно назвать немало представителей титульной нации, участвовавших в жесточайших репрессиях против собственного народа.
Однако вернемся к нашим баранам. Как побольнее прищучить Турцию, не обидев при этом Азербайджан? На встрече с заместителем министра иностранных дел, министром по делам диаспоры и депутатом-евреем Милли Меджлиса принимающая сторона откровенно негативно отзывалась о соседнем Иране, где, кстати, проживает в три раза больше азербайджанцев, чем в самой республике, и с плохо скрываемым раздражением - о нынешнем турецком руководстве и его курсе. Светский и веротерпимый Азербайджан правящей партией Эрдогана озабочен, и при внешней декларации великой дружбы с братским турецким народом в наш конфликт с Анкарой никоим образом не лезет. Надо полагать, до известной черты – темы этой статьи.
Попытка послать Эрдогану французский поцелуй нами уже предпринималась. Некоторое время назад произошел слив информации в СМИ о готовящемся-де признании Израилем геноцида армян. Удивительно, но ожидаемых протестов из Баку не последовало. Позднее стало известно о консультациях, которые наш МИД провел с руководством Азербайджана.
Мы пошли другим путем, а не побежали, задрав штаны, за Францией. Израиль отказался от беспрецедентной по своим масштабам сделки на 141 миллион долларов на поставку продукции нашей оборонной компании Elbit ("Эльбит Маарахот") из опасений, что Турция передаст секретные израильские технологии Ирану. Турецким ВВС наши электронные системы для аэросъемок с самолетов F-16 не обломились. А до этого мы их продинамили с беспилотниками. Из десяти беспилотных самолетов Heron, поставленных концерном «Авиационная промышленность» (ТАА) в Турцию, пять уже вышли из строя полностью (три разбились, два в нерабочем состоянии), а еще три работают на запасных двигателях. В связи с проблемами пять оставшихся БПЛА были переданы в ТАА для профилактического обслуживания, однако на момент объявления о штрафных санкциях они не возвращены. Учитывая взрывоопасный сирийский фактор и проблемы с курдами у себя в стране и в соседнем Ираке, мы все понимаем, что Турция получила серьезный урок.
Как налогоплательщик я осознаю, что французский путь куда менее накладен, ведь за срыв контракта придется серьезно заплатить, но в перспективе наш вариант куда умнее. О чем всем остальным представителям народа Книги с удовольствием и сообщаю.