Читайте также
Ажиотаж в израильской прессе, поднятый 23 ноября вслед за утверждением кабинетом министров страны нескольких версий законопроекта о "еврейском характере государства", по сути, стал результатом энергичного политического пиара, как сторонников законопроекта, так и его противников, позволяя обеим сторонам интенсивно зарабатывать рейтинг среди своих избирателей.
В поддержку законопроектов выступили министры от право-центристских партий "Ликуд", "Еврейский дом" и "НДИ", против - представители левых: "Кадимы" и "Еш Атид". Министр Лимор Ливнат от партии "Ликуд" не присутствовала на заседании правительства, уклонившись от голосования. В итоге законопроекты были утверждены 14 голосами против 6, при одном воздержавшемся.
В СМИ активно муссируют спекуляции о том, что произойдет, когда законопроект будет вынесен на голосование в Кнессет для утверждения в первом чтении?
Левые коалиционные партии, чьи министры проголосовали против законопроектов, утверждают, что не станут поддерживать предложения своих правых партнеров. В этом случае глава правительства может отправить взбунтовавшихся министров в отставку, что способно привести к досрочным выборам.
Впрочем, подобное развитие сценария требует выполнения достаточно многих условий, что делает его вероятным, но вовсе не обязательным. Если голосование в Кнессете и состоится в ближайшие дни, то, скорее всего, на утверждение вынесут не законопроекты, предложенные представителями правого крыла коалиции, а куда более компромиссный вариант премьер-министра. Но даже если левые партии откажутся поддержать и его, скажем, не явившись на голосование, то не очевидно, что за этим неизбежно последует их увольнение.
Ни глава правительства, ни левый фланг коалиции не заинтересованы в досрочных выборах, на которых, скорее всего, большинство партий коалиции, за исключением, разве что, "Еврейского дома" только потеряют голоса.
Таким образом, шансы на проведение ясного и однозначного закона о еврейском характере государства Израиль, равно, как и вероятность коалиционного кризиса, не слишком велики.
Зато бурные политические коллизии на заседании правительства позволяют Биньямину Нетаниягу продемонстрировать отчаянную приверженность национальным интересам, а левым министрам самоотверженную готовность поступиться своими постами ради принципов.
Вместе с тем, принятие "основного", то есть конституционного закона, определяющего еврейский характер государства, представляет исключительную важность для страны, и его значение растет с каждым днем.
Законопроект, предложенный депутатами Яривом Левином ("Ликуд"), Аелет Шакед ("Еврейский дом") и Робертом Илатовым ("НДИ") предлагает определить Израиль как "национальный дом еврейского народа", позволить право на национальное самоопределение в Израиле только евреям и гарантировать демократическую систему управления.
Законопроект Зеэва Элькина ("Ликуд") говорит также об иврите, как о единственном государственном языке, закрепляя за арабским особый статус, и включает положение о развитии еврейских населенных пунктах в границах страны, обеспечивая параллельно, право на отдельные населенные пункты другим национальным и религиозным общинам.
Помимо этого, законопроекты, требуют гарантировать еврейский характер символам государства Израиль: гимну, флагу, эмблеме, а также сохранить право на возвращение для евреев и их потомков.
Может показаться, что подобные очевидные положения нелепо определять в качестве закона.
Однако на фоне сильнейшего международного давления, которое оказывается на Израиль с тем, чтобы создать в Иудее, Самарии и Газе новое арабское государство, стремительно нарастающих требований израильских арабов не только получить национальное самоопределение, но и пересмотреть государственные атрибуты, как не соответствующие их воззрениям, и, учитывая влиятельное левое лобби внутри страны, последовательно подтачивающее право евреев на собственное государство, актуальность принятия подобного закона становится критической.
Политический обозреватель израильского издания "Таймс оф Исраэль" Хавив Гур в статье , опубликованной им в начале недели, напомнил, что первой серьезной арабской атакой на будущую идентичность Израиля стал ряд документов появившихся еще около семи лет назад.
Тогда Высший арабский координационный комитет обнародовал "Видение будущего для палестинских арабов Израиля". Параллельно появились и два других документа "Демократическая конституция" арабской организации "Адалла" и "Хайфская декларация" центра "Моссауи".
Документы потребовали упразднения еврейского характера государства Израиль, обеспечения "коренному меньшинству" (израильским арабам) политической автономии и отмену привилегий в вопросе самоопределения для национального большинства (то есть, евреев).
Активное наступление арабских и союзных им левых израильских и международных организаций, последовательно добивающихся лишения Израиля еврейского характера, требуют ответных мер, гарантирующих еврейскому народу сохранение единственной собственной страны.
При этом Гур отмечает, что законопроект Элькина фактически повторяет другой, предложенный в 2011 году Ави Дихтером, бывшим начальником службы безопасности "ШАБАК".
Особая пикантность ситуации в том, что в то время Дихтер представлял в Кнессете партию "Кадима", тогдашний лидер которой - Ципи Ливни обвиняет ныне законопроект Элькина в экстремизме и грозит развалить коалицию, но не поддержать предложение.
Более того, законопроект Дихтера был разработан в тесном сотрудничестве с израильским мозговым центром "Институт сионистской стратегии", предложившим в 2009 году "Национальный государственный законопроект", принятие которого, по словам Гура, фактически стало частью политической платформы партии "Кадима", во главе все с той же Ципи Ливни.
"Институт сионистской стратегии" предлагает следующую формулировку:
"Государство Израиль является еврейским государством и национальным домом еврейского народа, в котором еврейский народ осуществляет свое самоопределение в соответствии со своим историческим и культурным наследием".
Демократия Израиля определяется в этом документе следующим образом:
"Государство Израиль является демократическим государством, которое уважает права человека в соответствии с принципами свободы, справедливости, равенства и мира, заложенными в еврейском наследии".
Таким образом, сегодняшние претензии Ливни по поводу обсуждаемого законопроекта выглядят более чем лицемерно.
Не менее надуманной кажется и критика законопроектов юридическим советником правительства Иегудой Вайнштейном, заявившим, что "основной" закон подобной важности не должен продвигаться как частный законопроект. Вайнштейн умалчивает о том, что другой "основной" закон "О свободе и достоинстве человека", столь часто цитируемый левыми политиками, прежде чем его приняли в 1992 году, также был предложен как частный законопроект.
В целом заявления противников законопроекта не выглядят ни обоснованными, ни объективными, ни искренними.
Куда больше это похоже на стремление заработать похвалу в среде влиятельных кругов, как в самом Израиле, так и за рубежом, стремящихся искоренить еврейский характер страны.
Будет ли в ближайшие дни или даже недели принят судьбоносный законопроект в первом чтении, и если да, то в каком варианте, остается неясным. Более того, неизвестно и то, как надолго он в этом случае уйдет на доработку, и в каком виде вернется к окончательному принятию. Даже в самом лучшем случае, до реального закрепления в законодательстве важнейших принципов, которые определят будущее страны, вероятно еще очень далеко.
Может случиться и так, что сиюминутные интересы израильских политиков в итоге приведут к провалу законопроекта. И это, безусловно, чревато лишь усугублением проблемы в будущем.