Как избежать долгов
Фото: 66 канал ТВ
Как избежать долгов

Интервью корреспондента Открытого телеканала с экономистом Игорем Литвиновым

«Мне всегда было непонятно - люди стыдятся бедности и не стыдятся богатства».

(Фаина Раневская)

Считается, что Израиль – одна из самых богатых стран в мире и даже опережает Гонконг и Объединенные Арабские Эмираты. Звучит очень хорошо, но при этом в Израиле очень высокий уровень неравенства: 10% населения страны владеет 67 процентами всех богатств. Что Вы можете об этом сказать?

Тут нет никакого противоречия. Если судить по статистике, – а она опирается на среднеарифметические доходы граждан страны, - то в Израиле положение совсем неплохое. Средняя зарплата в Израиле на отличном уровне.

Но между доходами самых богатых и самых бедных людей в стране – огромная разница. Мы – третья страна среди стран ОЭСД по неравномерности распределения богатства. Хуже, чем у нас, во всем Западном мире – только в Америке и Мексике.

То есть, надо понять одну простую вещь: экономическая статистика ничего не говорит о благосостоянии населения.

В такой ситуации у самых бедных появляется желание, как у Шарикова в «Собачьем сердце» Булгакова, – «взять все, да и поделить».

Естественно, что бедные этого хотели бы, но богатые на такой вариант не согласятся. А миром, как известно, правят сегодня богатые, поэтому такое разделение не пройдет.

На самом деле это не смешно, потому такие ситуации чреваты бурями – вроде той, которая была в России в семнадцатом году, или Первой и Второй мировых войн. Одной из основных причин этих бурь было неравенство, экономические проблемы. А сейчас то, что тогда произошло в России, может приобрести глобальный характер, потому что неравенство просто кричит.

Нужно найти какой-то выход из этого кризиса, чтобы избежать такого развития событий.

Но просто отнять у одних людей без их согласия и дать другим, всем дать поровну – так это никогда в истории не работало и не сработает. Люди всегда найдут уловки для того, чтобы укрывать деньги. У нас, кстати, есть «черный рынок», который охватывает порядка 25% от ВВП Израиля.

Здесь нужно совсем другое.

Мы должны – при согласии всего народа! – прийти к такой социально-экономической формации, в которой денежный достаток, личное богатство человека не будут для него тем, к чему стоит стремиться. То есть, чтобы каждый человек не хотел, чтобы в обществе были бедные…

А если я ленивая, а Вы энергичный и трудолюбивый работник?

Я говорю о таком обществе, в котором не только экономика в корне отличается от нашей сегодняшней. Экономика – всего лишь производное от человеческих отношений.

Сегодня отношения между людьми сводятся к тому, что каждый старается использовать остальных с выгодой для себя. Я же говорю об обществе, в котором мы не конкурируем, стараясь что-то выиграть, а друг другу помогаем, – как в семье.

В таком обществе не будет тот, у кого есть сила или власть, эксплуатировать других. И уважать будут не того, кто богаче или у кого автомобиль круче, а того, кто больше сделал хорошего для людей, кто больше приносит пользы всему народу, всей стране.

А новая экономическая система будет построена на новых человеческих отношениях.

Звучит замечательно! Хорошо, поговорим теперь о другом. Поговорим о трудяге из среднего класса, у которого есть семья и который хорошо зарабатывает. Но при этом, как и большинство израильтян, он все глубже увязает в долговой яме. В чем причина этого явления? Неумение управлять доходами? Почему, чем богаче мы становимся, тем хуже?

Давайте попробуем разобраться в этой путанице – где здесь причина и где следствие. Система, на которой построен сегодня весь капиталистический, Западный мир, работает очень просто. Главным двигателем экономики является потребление.

Следствием этого является очень выгодное для системы кредитование, которое дает возможность человеку потреблять на те деньги, которых у него нет.

Нет, но это же правильно! Мне, например, нужна квартира. Но она стоит очень дорого, и я не могу купить ее на свои десять тысяч. Мне надо будет всю жизнь пахать, чтобы заработать на одну какую-то крошечную, старую квартирку.

Дело в том, что все так и выглядит, – как помощь. И мы, даже всерьез задумавшись, не понимаем, каким образом эта система нас использует.

А система работает на двух основных рычагах. С одной стороны, – эта «западная» культура потребления, а с другой, – кредитование, которое вливает кровь в эту систему, подпитывает ее.

В итоге, как бы ни росла наша зарплата, наш аппетит растет еще быстрее. Нас неодолимо влечет красивый неоновый мир, – и вот нам уже необходимы поездки в Эйлат и в Монте-Карло, самолеты, яхты и не знаю, что еще.

Я и по себе это замечал. Мы были студентами, и я ходил пешком, чтобы сэкономить на автобусе. Когда же мы с женой стали хорошо зарабатывать –  я помню, что моя месячная зарплата стала такой, какую на другом месте работы я получал бы за двенадцать месяцев, – мы заметили, что денег у нас больше не стало. Мы жили в минус!

Оглядевшись, мы поняли, что наш уровень потребления рос гораздо быстрее, чем росли доходы.

Почему же это происходит?

Это происходит из-за того же механизма кредитования. Наши долги стимулируются системой, завязанной на потребление. Всё – СМИ, общественное мнение, воспитание – ну, всё зависит от этой системы, которая во главу угла ставит потребительство.

 А за высокий уровень потребления система дает мне социальный статус, чего я всю свою жизнь стараюсь добиться и что стимулирует дальнейшее потребление. Приводит ли это нас к счастью? Не думаю. Это приводит нас в долговые ямы.

То, что нас используют, что система выкачивает из нас деньги, – очень обидно и печально. Но вот Вам позитивная новость.  При всем при том в Израиле растет заработная плата.  В июне зарплата наемных работников достигла девяти тысяч восьмисот шекелей…

Да, это позитивный факт. Но не забывайте – это средняя заработная плата. В реальности есть большая разница между средней зарплатой и зарплатой отдельных конкретных людей. К тому же, экономисты не меряют богатство человека номинальной зарплатой. Нужно смотреть, сколько у него остается после вычета налогов и всех необходимых платежей. То есть, сколько остается в руках у человека, чем он может свободно распоряжаться.

Так что эта новость не настолько хорошая, как кажется, особенно с учетом того, что колесо потребления крутится постоянно и все глубже и глубже засасывает людей в долговую яму. В итоге спокойными люди себя все равно не чувствуют.

Чтобы чувствовать себя спокойно, надо жить в шалаше. Многие не могут без кредита ни купить квартиру, ни снимать квартиру, ни ездить на машине...

Не надо утрировать. Есть вещи необходимые и есть предметы роскоши. Но тут есть психологический аспект. Как только мы удовлетворили свои, что называется, насущные потребности, предметы роскоши вдруг становятся для нас вещами необходимыми. Так работает психика человека – он никогда не удовлетворится тем, что имеет.

Но я говорю о простых людях.

Да, про шалаши. Конечно же, жизнь в шалаше ни одного человека не удовлетворит. Но он не будет доволен и тогда, когда у него будут яхты.

Беда в том, что мы не умеем использовать ресурсы. А самый важный ресурс, имеющийся у нас, – это человеческие отношения. В тех странах, в которых богатство и западная мораль не настолько «во главе угла» – скажем, страны Южной Америки или Восточной Европы, – там «уровень счастья» населения гораздо выше.

Мы не должны жить в шалашах, но не обязательно иметь и собственные яхты. Есть какая-то рациональная середина – не жить в шалашах, но при этом быть людьми, а не рабами мира потребления.

Хорошо. Давайте еще раз сменим тему. СМИ обсуждают чек из берлинского магазина, опубликованный израильтянином на блоге. Чек свидетельствует, что молочный продукт, равноценный израильскому «Милки», там стоит 0.8 шекелей. То есть, продукты там намного дешевле.

 Конечно, тут есть большая и серьезная проблема. Существующая в нашем обществе система отношений вызывает цепную реакцию: никто не чувствует себя в безопасности, поэтому каждый старается застраховаться. С детского возраста нас учат пробиваться в жизни и держать круговую оборону против всего мира.

Человек, который старается обогатиться с помощью «Милки», – всего лишь продукт нашей системы. Он умеет добиваться успеха в жизни и по-другому жить не умеет. Он держит круговую оборону и старается максимально использовать окружающих, чтобы получать максимальную выгоду.

Каждый из нас - и мы с Вами, и все люди, которые нас окружают, - занимаемся именно тем же. Мы относимся друг к другу как к средствам для пополнения личного бюджета.

А почему и против кого мы держим оборону?

Нам приходится охранять свою безопасность – экономическую, социальную – от всех. Потому что мы не доверяем один другому. Вот если бы мы были ближе друг другу, если бы между нами было доверие и солидарность, производитель не поднимал бы цену «Милки» настолько выше себестоимости.

Так что конкретно делать?

Что делать? Нужно вспомнить, что мы люди, что экономика – всего лишь результат и инструмент наших отношений. Если мы сумеем немного улучшить наши отношения, мы начнем меньше бояться один другого, и тогда нам не придется защищать себя этими денежными накоплениями.

Ведь что такое эти наши накопления? Это результат нашей неуверенности в себе и недоверия к другим. То есть, общество не дает нам чувства надежности и уверенности.

Как построить такое общество, в котором мы могли бы жить спокойно, не опасаясь окружающих?

Начать надо со смены парадигмы, с новой системы воспитания для детей… и для нас самих.

Понятно, что процесс перевоспитания будет проходить медленно, постепенно. Но необходимо выйти из этого порочного круга, когда мы бегаем за товаром, а товар бегает за нами. Когда цель нашей жизни – потребительство и денежные накопления. Когда человек человеку – волк.

Когда мы перестанем использовать друг друга, цена «Милки» будет складываться из себестоимости плюс какой-то небольшой процент.

Есть еще один аспект этой истории. Он не связан с экономикой. Ну, неужели из-за каких-то небольших денег люди зададутся вопросом, где им жить – там или здесь?

Если это так, то меня лично это страшит. Ведь наше государство живет при постоянной угрозе. Без солидарности в обществе – как  с точки зрения экономики, так и с точки зрения безопасности – нам не выжить здесь.

 Давайте попробуем пересмотреть наши доктрины. Давайте зададим себе вопросы: «Что привлекает нас в этом «западном» мире? Чувствуем ли мы себя счастливыми, после того как купили все, что хотели?»

Я думаю, на эти вопросы есть только один ответ. Нам нужно менять это «западное» мышление, мы должны менять воспитание наших детей, нам нужно учиться понимать один другого, потому что ситуация нас к этому обязывает. Если мы этого не сделаем, – наша страна в опасности.

Подготовила Светлана Волчек

counter
Comments system Cackle