Zahav.МненияZahav.ru

Пятница
Тель-Авив
+26+19
Иерусалим
+23+15

Мнения

А
А

Израиль для начинающих-2

Несмотря на такие популярные в Хануку волчки и донельзя пропитанные маслом пышки, праздник этот, если копнуть чуть глубже – старинный еврейский Женский день.

25.12.2011
Источник:mnenia.zahav.ru
Zahav.ru sxc.hu

Читайте также

Женщины в автобусе; женщины на улице; женщины и ханука

Несмотря на такие популярные в Хануку волчки и донельзя пропитанные маслом пышки с повидловой начинкой, праздник этот, если копнуть чуть глубже, в сущности – старинный еврейский Женский день.

Дело вот в чем. Где-то году в 164-м до нашей эры очередным наместником в оккупированной греками Иудее был назначен некто Багрис. Воцарившись в Иерусалиме, он сразу ввел право первой ночи.

(В этом месте мои более талантливые коллеги-фельетонисты непременно сострили бы, обыграв слова "Багрис" и "сбагрить", я, сколько ни ломаю голову, ничего смешного придумать не могу, поэтому обойдусь без завитушек и продолжу свое сухое повествование, строго придерживаясь фактов).

Евреи смолчали, когда завоеватели осквернили их Храм. Они стерпели запреты на публичное отправление некоторых культовых обрядов. Они покорно платили введенные подати.

Сначала они не посмели возмутиться и против нового правила. Но тут пришла пора выйти замуж одной девушке по имени Дина. Она не хотела принести свою девственность в жертву презренному завоевателю. Но тогдашний раббанут в свою очередь боялся заключить ее брак с избранником ее сердца без соответствующей справки об исполнении новой повинности.

Тогда Дина - высокая, стройная, белокожая красавица-брюнетка - сорвала с себя все одежды и предстала в таком виде перед своими братьями. Те, разумеется, тут же прикрыли глаза руками, стали кричать на нее, называли ее бесстыдницей, требовали немедленно убраться прочь.

Дина ответила: "Вы считаете, что я покрываю себя позором и бесчестьем, представ перед вами в обнаженном виде? А какой же я буду, если предстану в таком виде перед греческим наместником?"

Это стало последней каплей, переполнившей чашу терпения, и братья (старшего из которых звали Иуда Маккавей) схватились за мечи, подняли народное восстание, а остальное вам известно.

"Когда от страха мы станем ёжиться, напомнят женщины, что мы – мужчины" (Нет у меня сведений о том, знал ли написавший эти строки Евгений Евтушенко об этой истории; но Клара Цеткин, придумавшая Международный женский день 8 марта, вполне могла слышать об этом в детстве от отца).

Как бы там ни было, в праздник Хануки принято вспоминать великих женщин еврейского народа – Дину из дома Хасмонеев, славную женщину, которую звали Двора а-Невиа и других. По традиции в седьмой день Хануки обязательно вспоминают самую знаменитую еврейскую героиню, которая совершила свой подвиг за 400 лет до восстания Маккавеев. Тогда эту землю захватили персы. Их войска под предводительством Олоферна заняли Иерихон и готовились двинуться к Иерусалиму. И вот чтобы задержать их, прекрасная Йеудит (Юдифь) явилась в шатер персидского полководца и обезглавила его. Знаменитую картину, запечатлевшую этот событие, вы, конечно, же имели случай видеть в музее или в глянцевых журналах.

И не напрасно в этот праздник во многих еврейских семьях мужчины предоставляют право зажигать ханукальные свечи хозяйке дома.

Эта история перекликается с той жаркой дискуссией, которая ведется в эти самые дни в нашей стране – о месте женщины в обществе. Где она должна сидеть в автобусе, по какой стороне улицы ходить и так далее. Прежде чем высказать свое мнение по этому поводу, я расскажу еще об одном.

В Хануку говорят о двух несогласных друг с другом школах в трактовке Галахи, в исполнении еврейских предписаний. Одна школа называется "Бейт Гиллель", вторая – "Бейт Шамай". Почему именно в Хануку? Одно из их разнотолкований связано именно с этим праздником. Сторонники "Бейт Гилеля" полагают, что в первый вечер праздника нужно зажечь одну свечу, а потом каждый вечер добавлять по одной до восьми. Вторая школа полагает, что нужно начать с восьми свеч и убавлять до одной.

Но главное различие не в этом. "Бейт Гиллель" в трактовке религиозных предписаний обычно менее требователен, мягче, терпимее. Это касается и отношения к женщине. "Бейт Шамай – строже, суровее, стремится довести все до крайности.

Сторонники "Бейт Гилеля" считают невозможным изоляцию женщин. И я отношу себя к этой школе.

Женщины в моем окружении не поднимали народ на восстание, не пробирались в шатер к врагу, но иногда мне кажется, что это настоящий подвиг – быть хорошей матерью, хорошей женой, хорошей дочерью престарелых родителей. А ведь даже в ортодоксальных семьях есть немало женщин, которые к тому же еще и работают. Поэтому я отношусь к ним со всем уважением, подставляю руку, когда они поднимаются или сходят со ступеней автобуса, открываю перед ними двери, пододвигаю и отодвигаю стул в гостях и в ресторане, подаю плащ и куртку, и никогда не отпускаю никаких замечаний, касающихся их одежды – знаю, что их вкус и такт помогут им выбрать всякий раз верный наряд.

Многие полагают, что та молодая женщина из Ашдода, усевшаяся в передней части автобуса, совершила намеренную провокацию. Не знаю, не могу судить. И это неважно. Одно я знаю точно: никакая провокация со стороны женщины не дает мужчине права вести себя непозволительным образом.

Он не может не только поднять руку на женщину, он не может не только кричать на нее, ему даже не позволительно делать ей замечания.

Все, что он может, увидев на улице женщину, вид которой смущает его - это закрыть глаза рукой, демонстративно отвернуться, проходя мимо нее. Плюнуть в ее сторону? Ни в коем случае.

Если ему не нравится, что женщина в автобусе сидит перед ним – ему нужно уткнуться в молитвенник, опустить глаза долу, стараться не видеть ее.

"Дерех эрец кодемет ле-Тора" – правила приличия существовали до того, как была народу дана Тора, поэтому, когда для выполнения религиозных предписаний мужчине нужно проявить себя неподобающим образом – он должен сделать верный выбор.

А вот жительница Меа-Шеарим, увидевшая на своей улице даму, одетую "не по сезону", может подойти и вежливо подсказать, что в их квартале не принято ходить в таком наряде. И та дама должна либо достать из сумочки что-то, чем можно прикрыть голые плечи, либо зайти в ближайший же магазин и разориться на покупку платка, либо - тут же повернуть обратно, уйти оттуда. Если же она пришла с намерением совершить провокацию – то лучше всего на эту провокацию не поддаваться, а наказать ее презрительным невниманием.

Повторю – никакаяпровокация женщины не оправдывает недостойных действий мужчины.

Вспоминается неприглядная история, случившаяся несколько лет назад в Америке. Летевшие в самолете очень взрослые ортодоксальные евреи стали заигрывать с сидевшей рядом с ними 15-летней девушкой в коротеньких шортах и маечке. Как позже показали в полиции другие пассажиры, они даже прикасались к ней. Арестованные ортодоксы пытались оправдаться тем, что девушка сама провоцировала их на такие действия – принимала разные неприличные позы, хихикала, строила глазки. Но ничего им не помогло – мужчины покрыли себя позором и предстали перед судом.

Другая история с провокацией произошла у нас. Работник Национального института страхования ("Битуах леуми") пришел в квартиру к матери-одиночке, чтобы лично проверить, действительно ли нет у нее сожителя, и можно ли ей и дальше получать пособие. Они сидели на диване и вели возмутительно-недопустимый для представителя власти диалог.

Сделанную тайно запись показали по телевизору. Мужчину тут же с позором выгнали с работы. Что ему сказал жена – можно только догадаться. И поделом. Невооруженным глазом видно было, что коварная мать-одиночка (установившая видеокамеру) провоцировала его на разговор о возможной сексуальной близости в обмен на нужную справку: своими позами, двусмысленными улыбками – но это нисколько его не оправдывает. Он не имел права являться к женщине домой. В крайнем случае, если дошли какие-то слухи, мог поручить сделать это сотруднице-женщине. Явившись к ней, он не имел права садиться на диван, тем более – вести разговоры, не имеющие никакого отношения к цели его визита. Может, он был вправе заглянуть в шкаф и в ванную, чтобы убедиться, что нет мужской одежды и бритвенного прибора на полке. Но все остальное – грубое нарушение всех правил и законов.

* * *

Есть у этой темы еще один аспект, о котором распространяться мне сегодня не хочется. Только сделаю небольшой намек - Sapienti sat.

По случаю Хануки мы приглашаем к себе знакомых и друзей, сами откликаемся на приглашения. Вот и вчера были в очередных гостях. В самый разгар шумного застолья мы вдруг услышали ужасный вой, по сравнению с которым звуки, издаваемые собакой Баскервилей, покажутся просто детским писком. Смущенная хозяйка объяснила застывшим в ужасе гостям: "Это собака соседей. Они почему-то время от времени выгоняют ее на балкон, а она вот так просится назад".

Одна из гостий неуверенно предложила: "Может, обратиться в Общество защиты животных?"

И тут бросил свою реплику ваш покорный слуга:

- Если мы не докажем, что в этой ситуации виновата политика нынешнего правительства, Общество защиты животных и пальцем не пошевельнет.

Все рассмеялись и вернулись к тостам в честь Хануки, кулинарных талантов хозяйки, наступающего Нового года.

* * * Предупреждая возможные ехидные реплики в камментах, сразу предупреждаю: мне предстояло вести назад свой "форд", и в моем бокале был волшебно-рубинового цвета гранатовый сок, так что я с гневом отвергаю инсинуации относительно того, что писал предыдущее в состоянии тяжелого похмелья.

О, а это идея! Я намеревался, поставив точку в этом опусе, взяться за очередную главу в серии "Ивритский сленг". С того, как малопьющие израильтяне называют похмелье, я начну.

Комментарии, содержащие оскорбления и человеконенавистнические высказывания, будут удаляться.

Пожалуйста, обсуждайте статьи, а не их авторов.

Статьи можно также обсудить в Фейсбуке