Читайте также
Точка отсчета
Приближается новый 5775 год еврейского календаря. Не секрет, что срок этот отсчитывается от сотворения человека, то есть от последнего, а не от первого акта творения, описанного в Торе.
Когда же имел место первый акт? Говорит ли еврейская традиция что-нибудь также и о "сотворении мира" в собственном значении этого слова? О начале самого мироздания?
Символически это событие датируют 26 элулом, однако никто, конечно, не считает, что речь идет об астрономическом дне.
Так, например, в мидраше "Ваикра раба" (4,4) говорится: "Ты унес их как поток, они - словно сон" (Тегил 90:5) - это 974 поколения, которые были до сотворения мира и снесены мгновенно, ибо были дурны". Иными словами, в рамках иудаизма вполне можно признавать, что историческому человеку предшествовал доисторический человек.
Однако прежде чем приступить к вопросу этой предыстории, уместно отметить, что как и семидневная неделя, еврейская хронология в какой-то момент была принята всем человечеством. Разные учителя и традиции расходились в точной датировке исходной точки, расходились иногда на тысячелетия, но все же никак не порядки.
Так, например, Жан Де Лабрюйер (1645-1696) начинает свои "Характеры или нравы нынешнего века" следующими вполне справедливыми словами: "Все давно сказано, и мы опоздали родиться, ибо уже более семи тысяч лет на земле живут и мыслят люди. Урожай самых мудрых и прекрасных наблюдений над человеческими нравами снят, и нам остается лишь подбирать колосья, оставленные древними философами и мудрейшими из наших современников".
Нравы человечества на протяжении истории действительно менялись незначительно. До времени, в которое жил Де Лабрюйер, очень мало что либо менялось и в иных сферах. Между тем очень скоро представления об окружающем их мире поменялись радикально, в частности, стало считаться, что люди живут на земле не тысячи, а миллионы лет, что возраст самой земли насчитывает около четырех миллиардов лет, а весь мир существует, согласно последним сведениям - 13,798 ± 0,037 миллиарда лет!
О таких расхождениях в старину никто и не помышлял, и когда из астрономических обсерваторий и научных лабораторий впервые стали проникать сведения о десятизначных числах, многие в сердцах забросили Библию.
Для этого шага, разумеется, не было никаких оснований. Библия не претендует на то, чтобы служить учебником по физике, или пособием по астрономии. И все же те, кто так не думают, явно поторопились: определенная корреляция между научными и религиозными представлениями иногда все же сохраняется.
"Тора а-шмитот"
Так, помимо приведенного мидраша (Ваикра раба 4,4) в иудаизме существует еще один известный мидраш под названием "торат ашмитот", что можно было бы перевести как "учение о семикратной периодичности".
Согласно каббалистическому учению, изложенному в анонимном сочинении "Сефер атмуна", возводимому к тане раби Нехония б. Акана, история сводится к семи семитысячелетним циклам, каждый из которых развивается под знаком какого-то своего божественного качества. Каждый из этих циклов развивается шесть тысячелетий и уничтожается в седьмое.
Хотя и существует мнение, что нынешний мир относится ко второму циклу, большинство каббалистов все же относит его к седьмому. Таким образом, согласно наиболее принятому подсчету этой теории, мир существует уже 42 тысячелетия из отведенных ему 49.
К числу каббалистов, придерживающихся такого расчета, относился также и ученик Рамбана - раби Ицхак Даман из Акко (1250-1340). Между тем он предложил более расширительный подсчет.
Его учение до самого последнего времени оставалось никому не известным. Лишь в самом конце ХХ века рав Арье Каплан обнародовал фрагмент рукописи "Оцер Ахаим", хранящейся в Ленинской библиотеке в Москве. В этом комментарии раби Ицхак Даман утверждал, что "тысячелетие", которым оперирует "Торат Ашмитот", не является тысячью земных лет, что под "годом", согласно "Торат Ашмитот", имеется в виду куда более внушительный срок, а именно… Божественный год!
Мы привыкли к понятию "Божественного дня", которое (на основании слов тегилим "для Тебя тысяча лет, как день вчерашний") трактуется как тысячелетие. Но тогда должен существовать также и "Божественный год", составляющий - как легко посчитать -365 000 лет.
Вот такой самый "год", по мнению рабби Ицхака Дамана из Акко, и имеет в виду "Торат Ашмитот", когда говорит о 42 тысячах лет существования мира. Иными словами, рав Даман утверждал, что возраст мира составляет 15.330.000.000, то есть около 15 миллиардов земных лет! Близость этих данных к данным науки приятно удивляет. Однако злоупотреблять этой близостью все же не рекомендуется.
Если, исходя из приведенных чисел, кто-то всерьез станет вычислять, когда наступит окончательный конец света (49.000 помножить на 365.000), или, напротив, постарается установить, в каком именно цикле космической шмиты находится мир (13.7 миллиардов помножить на 7 и разделить на число, полученное в результате решения предыдущей задачи - 17.9), то едва ли он на верном пути. Как род знаний, данные науки не имеют ничего общего с религиозными представлениями, и речь в нашем случае может идти исключительно о фенотипическом сходстве.
И все же само это сходство не следует расценивать как нечто заведомо случайное. Слишком уж часто и продуктивно религиозные и научные концепции обыгрывают друг друга, чтобы отрицать в этом какой-то смысл. Приведенное совпадение научной и каббалистической хронологий - дополнительное свидетельство глубокого сопряжения религиозного и научного языков, сопряжения, сообщающего человеческому постижению мира бинокулярный характер.