Zahav.МненияZahav.ru

Воскресенье
Тель-Авив
+20+12
Иерусалим
+15+9

Мнения

А
А

Возраст мира ("Рош Ашана")

Не секрет, что 5775 год отсчитывается от сотворения человека, то есть от последнего, а не от первого акта творения, описанного в Торе. Когда же имел место первый акт?

26.09.2014
ShutterStock

Читайте также

Точка отсчета

Приближается новый 5775 год еврейского календаря. Не секрет, что срок этот отсчитывается от сотворения человека, то есть от последнего, а не от первого акта творения, описанного в Торе.

Когда же имел место первый акт? Говорит ли еврейская традиция что-нибудь также и о "сотворении мира" в собственном значении этого слова? О начале самого мироздания?

Символически это событие датируют 26 элулом, однако никто, конечно, не считает, что речь идет об астрономическом дне.

Так, например, в мидраше "Ваикра раба" (4,4) говорится: "Ты унес их как поток, они - словно сон" (Тегил 90:5) - это 974 поколения, которые были до сотворения мира и снесены мгновенно, ибо были дурны". Иными словами, в рамках иудаизма вполне можно признавать, что историческому человеку предшествовал доисторический человек.

Однако прежде чем приступить к вопросу этой предыстории, уместно отметить, что как и семидневная неделя, еврейская хронология в какой-то момент была принята всем человечеством. Разные учителя и традиции расходились в точной датировке исходной точки, расходились иногда на тысячелетия, но все же никак не порядки.

Так, например, Жан Де Лабрюйер (1645-1696) начинает свои "Характеры или нравы нынешнего века" следующими вполне справедливыми словами: "Все давно сказано, и мы опоздали родиться, ибо уже более семи тысяч лет на земле живут и мыслят люди. Урожай самых мудрых и прекрасных наблюдений над человеческими нравами снят, и нам остается лишь подбирать колосья, оставленные древними философами и мудрейшими из наших современников".

Нравы человечества на протяжении истории действительно менялись незначительно. До времени, в которое жил Де Лабрюйер, очень мало что либо менялось и в иных сферах. Между тем очень скоро представления об окружающем их мире поменялись радикально, в частности, стало считаться, что люди живут на земле не тысячи, а миллионы лет, что возраст самой земли насчитывает около четырех миллиардов лет, а весь мир существует, согласно последним сведениям - 13,798 ± 0,037 миллиарда лет!

О таких расхождениях в старину никто и не помышлял, и когда из астрономических обсерваторий и научных лабораторий впервые стали проникать сведения о десятизначных числах, многие в сердцах забросили Библию.

Для этого шага, разумеется, не было никаких оснований. Библия не претендует на то, чтобы служить учебником по физике, или пособием по астрономии. И все же те, кто так не думают, явно поторопились: определенная корреляция между научными и религиозными представлениями иногда все же сохраняется.

"Тора а-шмитот"

Так, помимо приведенного мидраша (Ваикра раба 4,4) в иудаизме существует еще один известный мидраш под названием "торат ашмитот", что можно было бы перевести как "учение о семикратной периодичности".

Согласно каббалистическому учению, изложенному в анонимном сочинении "Сефер атмуна", возводимому к тане раби Нехония б. Акана, история сводится к семи семитысячелетним циклам, каждый из которых развивается под знаком какого-то своего божественного качества. Каждый из этих циклов развивается шесть тысячелетий и уничтожается в седьмое.

Хотя и существует мнение, что нынешний мир относится ко второму циклу, большинство каббалистов все же относит его к седьмому. Таким образом, согласно наиболее принятому подсчету этой теории, мир существует уже 42 тысячелетия из отведенных ему 49.

К числу каббалистов, придерживающихся такого расчета, относился также и ученик Рамбана - раби Ицхак Даман из Акко (1250-1340). Между тем он предложил более расширительный подсчет.

Его учение до самого последнего времени оставалось никому не известным. Лишь в самом конце ХХ века рав Арье Каплан обнародовал фрагмент рукописи "Оцер Ахаим", хранящейся в Ленинской библиотеке в Москве. В этом комментарии раби Ицхак Даман утверждал, что "тысячелетие", которым оперирует "Торат Ашмитот", не является тысячью земных лет, что под "годом", согласно "Торат Ашмитот", имеется в виду куда более внушительный срок, а именно… Божественный год!

Мы привыкли к понятию "Божественного дня", которое (на основании слов тегилим "для Тебя тысяча лет, как день вчерашний") трактуется как тысячелетие. Но тогда должен существовать также и "Божественный год", составляющий - как легко посчитать -365 000 лет.

Вот такой самый "год", по мнению рабби Ицхака Дамана из Акко, и имеет в виду "Торат Ашмитот", когда говорит о 42 тысячах лет существования мира. Иными словами, рав Даман утверждал, что возраст мира составляет 15.330.000.000, то есть около 15 миллиардов земных лет! Близость этих данных к данным науки приятно удивляет. Однако злоупотреблять этой близостью все же не рекомендуется.

Если, исходя из приведенных чисел, кто-то всерьез станет вычислять, когда наступит окончательный конец света (49.000 помножить на 365.000), или, напротив, постарается установить, в каком именно цикле космической шмиты находится мир (13.7 миллиардов помножить на 7 и разделить на число, полученное в результате решения предыдущей задачи - 17.9), то едва ли он на верном пути. Как род знаний, данные науки не имеют ничего общего с религиозными представлениями, и речь в нашем случае может идти исключительно о фенотипическом сходстве.

И все же само это сходство не следует расценивать как нечто заведомо случайное. Слишком уж часто и продуктивно религиозные и научные концепции обыгрывают друг друга, чтобы отрицать в этом какой-то смысл. Приведенное совпадение научной и каббалистической хронологий - дополнительное свидетельство глубокого сопряжения религиозного и научного языков, сопряжения, сообщающего человеческому постижению мира бинокулярный характер.

Комментарии, содержащие оскорбления и человеконенавистнические высказывания, будут удаляться.

Пожалуйста, обсуждайте статьи, а не их авторов.

Статьи можно также обсудить в Фейсбуке